Страховщики ОСАГО впервые за пять лет смогут принимать участие в работе органа управления МТСБУ на паритетных условиях с государством |
ОСАГО – самый массовый вид страхования, являющийся драйвером роста для всей национальной страховой отрасли. Как будет развиваться рынок ОСАГО в ближайшие годы? Какие приоритеты и направления развития выделяют участники рынка, НБУ как будущий регулятор, парламент, от решений которого зависит модернизация законодательной базы отрасли? И страховщики, и автовладельцы сходятся во мнении, что рынку ОСАГО давно и остро необходим новый профильный закон, взамен нынешнего, принятого более 15 лет назад. Многие члены МТСБУ принимали активное участие в подготовке вариантов текста нового законопроекта. Однако Верховная Рада прошлого созыва в сентябре 2018 г. оказалась не готова проголосовать за новый закон, не собрав минимально необходимое количество депутатов в зале. Основные нормы, которые должны быть зафиксированы в законопроекте, поддерживаются всеми участниками рынка ОСАГО:
Дискуссионными остаются пункты о возможной монетизации льгот, перспективы свободного ценообразования, система корпоративного управления МТСБУ. Нет пока единого мнения по вопросу, должно ли стать обязательным прямое урегулирование или механизм должен быть добровольным. В настоящее время Нацбанк, как будущий регулятор, вовлечен в процесс подготовки ряда других важных для страховой отрасли законопроектов: «Про финансовые услуги и государственное регулирование рынков финансовых услуг», «О страховании». Когда именно дойдут руки до закона «Об ОСАГО», и каким будет механизм формирования единой позиции относительно его норм – пока непонятно. Глава профильного комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в письме к страховщикам ОСАГО отметил важность принятия законопроекта и высказался за необходимость объединения усилий для разработки новой редакции закона «Об ОСАГО». Даниил Гетманцев дал понять, что профильный комитет планирует принимать активное участие в этом процессе. Диджитализация сферы моторного страхования и создание единой цифровой среды. Технологическое развитие отрасли страхования является общепризнанной стратегической целью рынка. Диджитализация – ключевой практический приоритет работы рынка ОСАГО и МТСБУ. За последние несколько лет здесь произошел настоящий прорыв: появились удобные электронные сервисы для страхователей (электронный полис, электронный европротокол, проверка действительности полиса на сайте МТСБУ и через мобильное приложение «Дія», электронный кабинет получателя регламентных выплат). Внедрен целый ряд диджитальных решений по оптимизации работы МТСБУ и взаимодействию с профессиональными участниками рынка: система электронных коммуникаций с иностранными Бюро, с аварийными комиссарами и экспертами, система электронного документооборота. Действует автоматизированный контроль за наличием международных полисов «Зеленая карта» на автомобили, выезжающие за рубеж, и проверка действительности полисов внутреннего ОСАГО сотрудниками Нацполиции путем запроса к ЦБД МТСБУ. Единство позиции участников рынка, большой спектр внедренных диджитальных решений свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе отрасль ждет глубокая технологическая трансформация, нацеленная на создание удобных сервисов для страхователей и повышение эффективности бизнеса страховщиков. Защита прав потребителей страховых услуг, повышение уровня страховой защиты. ОСАГО является отраслью, где страховщики и МТСБУ как объединение участников рынка, самостоятельно повышают уровень защиты пострадавших сверх требований законодательства. В 2016 году решением Президиума МТСБУ был внедрен механизм частичной компенсации убытков пострадавшим по обязательствам страховщиков, утративших членство в МТСБУ. – «Возвращение гарантийных взносов страховщиков путем урегулирования страховых случаев, то есть путем осуществления выплат пострадавшим в рамках остатков средств страховой компании в фондах Бюро, является правом, а не обязанностью МТСБУ», – отмечает генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко. Он поясняет, что решение было принято в ответ на острую социальную ситуацию вокруг выплат за компании, ушедшие с рынка. «Необходимо было решать проблему, не дожидаясь изменений в закон «Об ОСАГО», ведь это вопрос справедливого отношения к людям», – отмечает Владимир Шевченко. В 2016-2019 за компании, утратившие членство в Бюро, выплачено свыше 55 млн. грн. Выплаты за страховщиков, признанных банкротами в установленном законом порядке, за 2015-2019 превысили сумму 88 млн. грн. Совместные усилия страховщиков ОСАГО, нацеленные на повышение качества страховой защиты и сервиса, дали ощутимые результаты: срок урегулирования страховых событий за период с 2015 по 2019 г. сократился более чем вдвое (до 88 дней). Начало нынешнего года продолжает тренд: средний срок урегулирования по итогам 1 кв. 2020 г. составил 66 дней с момента ДТП, в рамках системы прямого урегулирования – 41 день. Количество жалоб на действия страховщиков ОСАГО уменьшилось в полтора раза. – «МТСБУ как саморегулируемая организация решениями органов управления «заставляет» компании-члены Бюро эффективно работать с пострадавшими в ДТП, страхователями. Какова бы ни была собственная стратегия отдельной компании по урегулированию страховых случаев, страховщик вынужден своеременно проводить выплаты, создавать хороший сервис с целью минимизации количества жалоб. В итоге это ведет к росту доверия к ОСАГО, ко всему страховому рынку и повышению лояльности потребителей», – говорит Татьяна Мосейчук, Председатель Правления СК «УПСК». Нельзя не отметить, что происходящая в последние несколько лет позитивная трансформация рынка ОСАГО – в значительной мере инициатива и заслуга самих страховых компаний и МТСБУ как их саморегулируемого объединения. Дальнейший вектор развития отрасли во многом зависит от того, какие решения в ближайшее время будут приняты по вопросам корпоративного управления Бюро. 17 июня члены МТСБУ на Общем собрании планируют проголосовать по вопросу о возобновлении их работы в составе Координационного совета Бюро. Последние пять лет функции Коордсовета выполняет единолично Нацкомфинуслуг как уполномоченный орган, что является исключительной и нестандартной ситуацией. Если решение о возобновлении работы в Коордсовете будет принято, страховщики ОСАГО впервые за пять лет смогут принимать участие в работе своего органа управления на паритетных условиях с государством. Появится возможность полноценного диалога с целью повышения эффективности государственно-частного партнерства в страховании. Участие в работе Координационного совета МТСБУ – право страховщиков ОСАГО, закрепленное в законе и уставе Бюро. Если Общее собрание примет решение о восстановлении работы Координационного совета, оно будет обязательным к исполнению. Национальный банк Украины также считает, что в состав Координационного совета МТСБУ должны входить страховые компании. Однако будущий Регулятор, говорят в Бюро, дал понять, что в данный момент полномочия Коордсовета должны перейти к нему: «НБУ считает, что в составе Коордсовета не должно быть политиков», — заявили в пресс-службе НБУ. — «Соответствующие изменения будут инициированы Национальным банком. В то же время, учитывая, что согласно закону о «сплите» определенное время еще будет действовать старое регулирование, Национальный банк будет выполнять функции Координационного Совета вместо Нацкомфинуслуг, чтобы обеспечить бесперебойную работу МТСБУ». Профильный комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики в лице его главы Даниила Гетманцева, заявил, что готов к работе в составе Координационного совета МТСБУ, так как видит в этом в ресурс для лучшего понимания представителями комитета специфики работы рынка ОСАГО, и как следствие – выработки для отрасли стратегических решений, которые приблизят ее к европейским стандартам работы. – «У нас есть уникальная возможность качественно трансформировать законодательную базу страхования за счет обмена опытом и сотрудничества между представителями страхового бизнеса, общественных объединений, регулятора и законодательной власти», – отметил Даниил Гетманцев. Рынок ОСАГО быстро модернизируется. Будут ли поддержаны темп и качество изменений, зависит того, смогут ли объединить усилия страховой бизнес и всех ветви власти. При наличии единой позиции есть отличный шанс качественно улучшить жизнь украинских автовладельцев. Источник: Фориншурер |