Регуляторные требования к европейским страховщикам будут смягчены. Какие шаги необходимо сделать Украине? |
Сейчас идет процесс подготовки новой редакции закона «О страховании», базового законопроекта, который будет определять правила игры всей страховой отрасли на ближайшие годы. Проект закона разрабатывается с учетом положений Евродирективы 2009/138 о ведении деятельности в страховании и перестраховании «Solvency II». Я много раз отмечал, что внедрение европейских практик, в том числе и требований этой Евродирективы, не должно проходить в стиле каргокульта – «у них есть, и нам надо точно такое же», механистического переноса европейских правил и требований, без учета страновой специфики, экономической ситуации в Украине, сложившихся практик, и – проблем и недоработок при внедрении Директивы в Европе. Важный момент: в настоящее время в ЕС идет работа по активному пересмотру Евродирективы 2009/138 Solvency II, и часть нововведений прямо касается тех норм, которые закладываются в украинский закон «О страховании». Прежде чем детальнее рассмотреть эти изменения, напомню, что внедрение Евродирективы 2009/138 Solvency II в европейских странах имеет достаточно долгую и непростую историю. Введение Директивы несколько раз переносилось: документ принят в 2009 году, вступил в действие окончательно лишь в 2016 году. По различным оценкам западных экспертов, только затраты на подготовку к внедрению Директивы обошлись страховым компаниям и органам надзорам в странах ЕС в сумму от 1 до 2 млрд. евро. Задачи Директивы ЕС Solvency II были обозначены как установление единой системы регулирования путем создания единообразных стандартов управления рисками, обеспечения достаточности капитала страховщика, прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности для инвесторов. Директива содержит три основные части: количественные и качественные требования, а также требования к раскрытию информации. При этом влияние Директивы на развитие страховой отрасли в Европе оказалось достаточно неоднозначным. Стремление снизить риски путем повышения требований к капитализации страховых компаний привели к снижению отдачи на капитал, и как следствие – к снижению инвестиционной привлекательности отрасли (за последние 5 лет количество страховых компаний в ЕС резко сократилось с 3,9 тыс. до 3,2 тыс.). Отдельные сложности Директива создала для перестраховочных компаний, особенно это отразилось на перестраховании рисков стихийных бедствий и катастроф: на рынок Insurance-Linked Securities (ILS), по разным оценкам, ушло от 25% до 35% от объёма перестрахования, то есть фактически – со страхового рынка на фондовый, по сути, создав спрос на альтернативный перестрахованию инструмент – катастрофические облигации. Не особо в выигрыше оказались и потребители страховых услуг: повышение требований к капитализации страховых компаний закономерно привело к повышению стоимости страховок. Также беспокойство у европейцев вызывает то, что Solvency II, как самый сложный пруденциальный режим для страхования в мире, с очень высоким уровнем дополнительных финансовых «подушек безопасности», созданных ради защиты потребителей, подрывает конкурентоспобность отрасли на мировой арене. В феврале прошлого года Европейская комиссия призвала Европейское управление по страхованию и пенсионному обеспечению (EIOPA) предоставить технические рекомендации для всестороннего пересмотра Директивы Solvency II. Два раунда публичных консультаций по данному вопросу были завершены к середине января текущего года, публикация итоговых результатов намечена на июль, а финальный отчет Еврокомиссии и законодательные изменения ожидаются в начале 2021 года. Кроме EIOPA, активное участие в процессе принимают Федерация европейских ассоциаций риск-менеджмента (FERMA), Федерация европейских страховщиков и перестраховщиков (Insurance Europe), Европейская ассоциация актуариев (ААЕ), ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы и др. В каком направлении идет пересмотр положений Директивы? Одной из ключевых задач пересмотра 2020 года является упрощение Solvency II. Основное, на что ставят акцент EIOPA и другие участники процесса – необходимость усиления принципа пропорциональности. Это касается как требований к платежеспособности страховщиков, так и к количеству и сложности отчетности страховых компаний перед регуляторами. «Solvency II следует применять пропорционально характеру, масштабу и сложности риска, присущего страховщику», – заявили эксперты международных организаций, отмечая, что в разных странах Европы принцип пропорциональности применяется неравномерно. – «Крайне важно, чтобы отрасль разработала конкретные предложения о том, как можно изменить Solvency II в ходе текущего пересмотра положений Директивы, чтобы более последовательно применять принцип пропорциональности». EIOPA также предложила увеличить пороговые показатели деятельности страховщиков, которые определяют неприменение к компаниям требований Solvency II. Предложено позволить государствам увеличить такой порог годового сбора премий страховщика с текущего размера в 5 млн. евро до 25 млн. евро. То есть к небольшим страховщикам, чья валовая сумма премий будут меньше 25 млн. евро, требования Solvency II применяться не будут. Для Украины это означает, что небольшие и средние страховые компании останутся на тех же правилах резервирования и платежеспособности, которые действуют у них сейчас, так как действующий закон «О страховании» в вопросе платежеспособности базируется на подходах и параметрах, взятых из предыдущей Евродирективы. В процессе пересмотра требований Директивы акцент ставится на том, что перечисленные регулятивные корректировки в течение ближайших лет окажут позитивное влияние на страховую отрасль: снизят рабочую нагрузку на бизнесы, стоимость страхования и повысят прибыльность страховщиков. Европейский вектор трансформации регуляторного надзора очевиден:
Как это должно отразиться на нормах разрабатываемого закона «О страховании»?
Задача нового закона «О страховании» – сохраняя вектор на прозрачность структуры собственников и безусловное выполнение обязательств страховыми компаниями, разработать такие условия и последующие нормативные документы, которые позволят развиваться всем сегментам страхового рынка, увеличить доступность страховой услуги, в том числе и физическое присутствие страховых компаний в регионах, высокий уровень цивилизованной конкуренции. Также необходимо создавать условия для повышения привлекательность украинской страховой отрасли для отечественных и иностранных инвесторов, так как это является залогом развития страхового бизнеса в соответствии с современными управленческими и технологическими требованиями. Источник: Фориншурер |