Сможет ли страхование повысить устойчивость мировой экономики и ликвидировать gap в страховой защите на $1,2 трлн.?

В настоящее время мировая экономика менее устойчива, чем в 2007 году, когда начался мировой финансовый кризис, говорится в совместном исследовании Swiss Re Institute и Лондонской школой экономики, посвященном новым индексам макроэкономической устойчивости.

Согласно отчета Sigma 5/2019, отдельные индексы страховой устойчивости показывают, что резистентность домохозяйств к трем основным рискам — стихийные бедствия, смертность и расходы на здравоохранение — улучшилась в большинстве регионов мира с начала века. Страховщики могут повысить глобальную финансовую устойчивость, закрыв рекордный комплексный разрыв в защите в $1,2 трлн. для трех ключевых рисков домохозяйств.

Индустрия страхования в значительной степени идет в ногу с растущим потенциалом экономических потерь и может сделать больше для повышения устойчивости. В частности, развивающиеся рынки в большей степени выигрывают от страховой защиты, чем развитые страны, которые часто имеют больший доступ к альтернативным источникам финансирования.

Взгляд страховщика на макроэкономическую устойчивость

В новых индексах макроэкономической устойчивости используются данные с 2007 по 2018 год по 31 стране мира, что составляет около 75% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Они состоят из широкого спектра переменных, чтобы обеспечить объективную оценку экономического здоровья, а не только ВВП.

Анализ показывает, что 80% стран выборки имели более низкие показатели устойчивости в 2018 году, чем в 2007 году. Основными движущими силами этой тенденции было исчерпание вариантов денежно-кредитной политики во многих развитых странах и сложные операционные условия для банковского сектора, даже в том случае, если он был финансово сильнее после кризиса.

Учитывая 35% вероятность рецессии в США в 2020 году и ее глобальные последствия, как никогда важно оценить основную устойчивость нашей экономики и выйти за рамки традиционных мер по ВВП. В целом, политические буферы против экономических потрясений сегодня тоньше, чем в 2007 году. Ультра-адаптивная денежно-кредитная политика в последние годы оставляет ограниченные возможности для маневра центральным банкам в будущем, увеличивая их зависимость от финансовых рынков. В сочетании с недостаточным прогрессом в структурных реформах это может привести к более длительным спадам в будущем, считают аналитики Swiss Re Institute.

Швейцария и Канада постоянно были в тройке самых устойчивых стран за последнее десятилетие. США продемонстрировало устойчивое улучшение по сравнению с низким показателем в 2010 году. В прошлом году они занимали третье место, учитывая сильные экономические основы, эффективные рынки труда и рынки капитала, а также фискальную свободу действий для смягчения экономического шока.

Северная Америка (США и Канада) была наиболее устойчивым регионом как в 2007, так и в 2018 году, несмотря на небольшое снижение в течение периода. Латинская Америка была единственным регионом, в котором отмечалось повышение устойчивости экономики, хотя и на низком уровне из-за структурных проблем. Рынки капитала в регионе недостаточно развиты, рынки труда демонстрируют низкую производительность, а значительная часть населения остается уязвимой для того, чтобы снова оказаться в бедности.

Индексы экономической устойчивости по регионам, 2007-2018

Индексы экономической устойчивости по регионам, 2007-2018

Еврозона пострадала от наибольшего снижения устойчивости, отражая налоговые позиции в некоторых странах, исчерпание вариантов денежно-кредитной политики, сложные условия для банковской системы, неэффективность рынка труда и, в относительном выражении, слаборазвитые финансовые рынки. Периферийные страны в ЕС гораздо менее устойчивы, чем страны с основной экономикой, из-за меньших бюджетных ресурсов и слабости банковского сектора. Однако даже восстановление уровней устойчивости в Германии и Франции после посткризисных минимумов было нелинейным и медленным.
Развитие европейского рынка капитала будет иметь ключевое значение для повышения устойчивости в зоне ЕС. Это углубит финансовые рынки и диверсифицирует источники финансирования региона, снимая некоторое давление с денежно-кредитной политики. Движение вперед с консолидацией банков, а также перестройка рынков труда также являются главными приоритетами.

Азия и Океания имели довольно стабильные показатели экономической устойчивости в период между 2007 и 2018 годами. Уровни устойчивости в Китае, Японии и Австралии немного улучшились, в то время как устойчивость экономики Индии снизилась в основном из-за более низких показателей индекса для компонентов финансового сектора, включая среду банковской отрасли, развитие финансового рынка и проникновения страхования.

Микроустойчивость: измерение пробелов в защите и страховое покрытие

Помимо макроэкономических индексов, Swiss Re Institute также построил индексы страховой устойчивости, основанные на мерах защиты, доступных по отношению к необходимым. Индексы демонстрируют, как страхование помогает домохозяйствам противостоять следующим шоковым событиям: природные катастрофы, смерть основного кормильца домохозяйства и расходы на здравоохранение. С учетом более долгосрочной перспективы, чем макроэкономические показатели, оказалось, что разрыв в защите для трех областей риска в 2000-2018 годах более чем удвоился, достигнув рекордно высокого уровня $1,2 трлн.

В относительном выражении устойчивость повысилась в большинстве регионов с начала века. Совокупный индекс по трем рискам улучшился как на развитых, так и на развивающихся рынках, а мировой индекс несколько снизился из-за растущего экономического веса развивающихся рынков. Ключевые выводы на индивидуальном уровне опасности — это повышение совокупной устойчивости рынка к рискам природных катастроф (улучшение на 8 процентных пунктов) и усиление защиты от смертности на развивающихся рынках (до 9 пп). Примечателен также прогресс, достигнутый в ликвидации пробела в сфере здравоохранения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сводный индекс устойчивости страховых рисков

Сводный индекс устойчивости страховых рисков

Помимо преимуществ на микроуровне, перенос рисков на страховые рынки повышает макроэкономическую устойчивость, способствуя более сильному восстановлению после шокового события. Экономики с более высоким уровнем проникновения страхования также имеют тенденцию демонстрировать менее волатильный рост.

Страховая устойчивость в разных регионах

Европа

В Европе совокупный разрыв в сфере страховой защиты в 2018 году составил $342 млрд., что более чем вдвое превышает показатель 2000 года, причем на развивающиеся страны региона приходится более половины этого разрыва. Однако в относительном выражении составной индекс устойчивости к страхованию улучшился как в странах с развитой, так и в формирующейся европейской экономике с 2000 года.

Сводный индекс показал улучшение на 5 пп до 65% для стран с развитой экономикой в регионе, что означает, что почти две трети всех предполагаемых потребностей в защите от трех основных рисков в настоящее время покрываются за счет существующих ресурсов, включая страхование. Это немного больше, чем для всех стран с развитой экономикой во всем мире. Наибольшее улучшение в развитой Европе произошло благодаря сокращению разрыва в защите от рисков природных катастроф, обусловленных, например, значительным увеличением охвата страхованием от наводнений в Германии и введением перестраховочных программ в Великобритании.

В странах с формирующейся рыночной экономикой индекс страховой устойчивости увеличился на 10% с начала века до 44%. Наибольшее улучшение произошло в защите от риска смертности до уровня, который в настоящее время примерно соответствует среднемировому уровню.

Индекс макроэкономической устойчивости и рейтинг 2018 года по странам (2018-2007)

Индекс макроэкономической устойчивости, рейтинг 2018 года по странам

Северная Америка

Для США и Канады сводный индекс устойчивости страхования для региона улучшился на 2 пп до 65% в относительном выражении, что означает, что почти две трети всех предполагаемых потребностей в защите от трех основных рисков в настоящее время покрываются за счет имеющихся ресурсов, включая страхование.

В основе скромного повышения устойчивости было значительное улучшение защиты от природных катастроф, которая увеличилась на 11 пп до 40% - третий по величине уровень после Океании и стран с развитой экономикой в Европе. В то же время уровень защиты от смертности снизился в относительном выражении, что обусловлено событиями в США, где потребности в повышении заработной платы и задолженность росли быстрее, чем накопленные финансовые активы и почти рецессии в страховании жизни с начала века.

Совокупный разрыв в страховой защите для трех областей риска увеличился на 20% и составил $208 млрд.

Латинская Америка

В Латинской Америке совокупный разрыв в страховой защите в 2018 году составил $103 млрд., что примерно на 40% выше, чем в 2000 году. В относительном выражении сводный индекс устойчивости к страхованию вырос на 3 пп до 37%, то есть почти две трети всех потребностей в защите от трех основных рисков в настоящее время не покрываются за счет имеющихся ресурсов, включая страхование.

Этот уровень значительно ниже среднемирового показателя устойчивости в 54%, но соответствует общей совокупности развивающихся рынков, равной 36%. По степени риска охват медицинским страхованием значительно улучшился с 2000 года, увеличившись на 10 пп до 89%, что является самым сильным показателем среди всех регионов с формирующейся рыночной экономикой. В отличие от этого, охват смертностью и рисками природных катастроф остался на очень низком уровне.

Азиатско-Тихоокеанский регион

В относительном выражении сводный индекс устойчивости страхования улучшился как в развитых, так и в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC). Наибольшее улучшение страховой устойчивости произошло в Океании, где индекс вырос на 18 пп с начала века до 77%, что делает регион наиболее устойчивым географическим районом на сегодняшний день. Океания также имеет самый высокий показатель устойчивости к риску природных катастроф среди всех регионов мира - 69%. Это отражает обязательное покрытие от землетрясений в Новой Зеландии и успехи в усилиях по увеличению использования страхования от наводнений в Австралии.

В остальных развитых странах APAC индекс комплексной устойчивости к страхованию вырос на 4 пп до 59%, в то время как для стран с развивающейся экономикой в регионе он вырос на 7 пп до 31%. Страны APAC имеют наивысшую оценку страховой устойчивости для рисков смертности среди всех регионов мира - 62%. Тайвань, Гонконг, Южная Корея и Япония относятся к числу стран с самым высоким уровнем проникновения страхования жизни в мире благодаря накопительным страховым продуктам.

В развивающихся странах APAC страховая защита от трех основных рисков по-прежнему находится на значительно более низком уровне по сравнению с аналогами стран с развитой экономикой. Одним из заметных изменений в APAC является значительный рост устойчивости к риску расходов на здравоохранение, отражающий основные реформы здравоохранения, которые были проведены в Китае, Индии, Индонезии, Филиппинах, Таиланде и Вьетнаме.

Страны с развивающейся экономикой в APAC имеют самый большой разрыв в абсолютной страховой защите - $456 млрд., что составляет почти 80% от общей суммы в $572 млрд. в регионе. 

Источник: Фориншурер