Украинский рынок ОСАГО за последние 5 лет покинуло 38 страховщиков. Как МТСБУ платит за банкротов? |
Начиная с 2013 по сегодняшний день, украинский рынок ОСАГО покинуло 38 страховых компаний, но уходили они по-разному, сообщили в МТСБУ. Некоторые компании после выхода из Моторного бюро, продолжали свою деятельность и добросовестно выполняли свои обязательства по заключенным договорам, по другим начинались процессы банкротства, а третьи просто исчезали, — заявила в интервью заместитель генерального директора МТСБУ Людмила Белошицкая. — "Если говорить о компаниях, ушедших давно, до момента, когда еще не было предусмотрено формирование дополнительных фондов, то только 10-20% обязательств покрывали средства страховщика, а остальное за счет средств общих фондов МТСБУ. На сегодня, конечно, за счет формирования дополнительных фондов эта часть увеличилась в среднем до 30%". Но даже в тех случаях, когда процесс банкротства начинался, то он длился на протяжении нескольких лет. И все это время пострадавшие ждали возможности получения регламентной выплаты из фондов Моторного бюро. На сегодняшний день, завершены процессы банкротства и ликвидации по компаниям «Авионика», «Интертрансполис», «Райп», «Страховые традиции», «Лафорт», «Экологическая страховая компания», «Добробут», «Городская страховая компания». По компаниям «Гарант-Авто» и «Украина» процессы банкротства еще продолжаются. — "Мы очень долго думали, как сделать так, чтобы хотя бы частично компенсировать пострадавшим их затраты", — говорит Людмила Белошицкая. — "Поэтому и был принят далеко не идеальный механизм, но все же позволяющий осуществить частичную компенсацию. Для того, чтобы рассчитать, какая максимальная сумма компенсации возможна по каждой компании, нужно знать количество пострадавших, которые обратятся за выплатой в Моторное бюро". Действующий порядок предполагает, что в установленные сроки пострадавшие должны подать пакет документов для выплаты в Моторное бюро. Решение о начале приема заявлений по каждой компании принимает Президиум, и после этого на сайте бюро размещается объявление, в котором указываются сроки и порядок подачи документов. После окончания этого срока, в зависимости от количества обращений и остатка средств конкретно каждого страховщика, утверждается предельная сумма компенсации на одного пострадавшего и после этого начинается процесс выплат. — "Конечно, можно сказать, что не совсем справедливо, если кто-то не знал и не подал документы, и, соответственно, не смог получить хотя бы часть возмещения, но, к сожалению, пока других законных возможностей у нас нет. Хочу особенно подчеркнуть, что после завершения процесса банкротства, все пострадавшие, которые получили частичное возмещение, получат доплату, а остальные получат возмещение в полном объеме", — заявила Людмила Белошицкая. После признания компании банкротом таким выплатам присваивается статус регламентных, и для их компенсации уже используются средства не только страховщика, но и других компаний членов Моторного бюро, т.е. подключается солидарная ответственность. До момента, пока это выплата не имеет статуса регламентных выплат, мы не имеем права использовать деньги Фондов т.е. других страховщиков. МТСБУ и страховщики ждали принятия в новой редакции закона об ОСАГО (№3670д). Для Моторного бюро очень важными были изменения редакции статьи, определяющей порядок выплаты за компании, утратившие членство в Моторном бюро, говорит Белошицкая. — "Новая редакция предусматривала право начинать выплаты с момента утраты лицензии или прекращения членства страховщика в Бюро. Соответственно, это бы дало возможность пострадавшим значительно сократить сроки получения возмещения из фондов Моторного бюро и облегчило бы подачу документов. Кроме того, если на момент обращения пострадавшего в Моторное бюро, транспортное средство не отремонтировано, МТСБУ могло бы провести процедуру урегулирования от принятия сообщения о страховом событии, назначения независимого эксперта, сбора всего пакета документов, необходимых для осуществления выплаты". Сейчас же получить необходимую выплату проблематично, потому что собрать полный пакет документов, учитывая давность события, очень сложно: компании ушли давно, у многих не было требования обязательной экспертизы, очень часто они оценивали убыток через счет СТО или путем заключения договора о согласовании суммы выплаты, которая могла быть гораздо меньше реального ущерба. Такое практикуется, к сожалению, у нас на рынке. Поэтому у пострадавшего может отсутствовать документ, на основании которого мы могли бы установить размер ущерба, а без этого невозможно осуществить регламентную выплату. — "Мы ожидали законодательных изменений, потому что средств в фондах Моторного бюро — более чем достаточно для того, чтобы по всем этим компаниям выполнить обязательства в полном объеме. Мы надеялись, эта норма будет распространяться и на обязательства тех страховых компаний, которые прекратили членство до вступления в действия этого закона". Выплаты за страховщика проводятся в пределах его вклада в ФЗП и в соответствии с количеством полученных Бюро обращений от пострадавших по договорам ОСАГО такого страховщика. Предельная сумма выплаты определяется президиумом МТСБУ на основе анализа количества полученных обращений и наличии у заявителей необходимых документов. Как МТСБУ будет платить за страховщиков-банкротов?
После проведения в пределах определенных предельных сумм выплат физическим лицам президиум МТСБУ может принять решение о возможности дальнейшего осуществления возврата остатка средств гарантийных взносов путем урегулирования страховых случаев и выплат страхового возмещения по другим обязательствам страховщика (в том числе перед юридическими лицами). Для принятия МТСБУ решения о выплате к заявлению на возмещение вреда обязательно должны прилагаться:
Согласно действующему законодательству, выплаты по обязательствам неплатежеспособных страховщиков МТСБУ осуществляет после завершения процедуры банкротства и/или ликвидации компании. Источник: Фориншурер |