Как fintech-компаниям работать в условиях военного положения?

Итак, в Украине объявили военное положение — на части территории, но все же следующий месяц Украина находится в ситуации, которая кажется чем-то неестественным для инновационной платежной отрасли. Почему так? Fintech-сфера максимально вовлечена в информационный поток наиболее развитой части планеты. Той самой, где не бывает войн, где в наличии верховенство права и где ситуации с военным противостоянием кажутся отголоском далекого прошлого, пугающего, но якобы невозможного в конце второй декады XXI века. Западный мир долго и упорно работал ради достижения этого результата. Это нужно делать и нам. Систематизировала разные ответы на вопрос друзей и знакомых в один текст.

Минимум паники, максимум аналитики. А лучше вообще без паники.

Опустим базовые факты о том, что военное положение ввели на 30 дней, и продление его возможно только через повторное утверждение со стороны парламента. Разберемся лучше в том, какие документы определяют статус военного положения, и какие их положения влияют на бизнес.

Итак, регулятивных документов у нас четыре:

  1. Закон Украины «О режиме военного положении»;
  2. План Кабинета Министров Украины по внедрению военного положения
  3. Решения СНБО Украины
  4. Указ Президента Украины

Главными для нас являются пункты 1 и 4, т.к. они являются первоисточниками чего-то нового, а не имплементацией.

Закон «О режиме военного положения»: здесь есть несколько ограничений по статьям Конституции, по которым следует пройтись.

Статья 31: прослушивание телефонов и/или изъятие переписки может проводиться. Но по конкретном случаю. Это не «охота на ведьм»

Статьи 41 и 42: Допускается ограничение права собственности. Ок, это теория. Но как на практике к вам в офис придут и скажут «Нам нужен ваш сервер, пара айтишников и ноутбуки к ним»? Помним: частная собственность может быть отчуждена исключительно в случае полного возмещения стоимости согласно прописанному Конституцией порядку компенсации. Стоимость указывается в акте оценки, оплата по нему ведется за счет государственного бюджета.

Также следует обратить внимание на пункт 10 Закона, согласно которому проводится усиление кибербезопасности государства. Он касается всех, кто так или иначе вовлечен в ИТ-сферу, e-commerce или fintech.

Указ Президента: никаких ограничений прав граждан и бизнеса не прописано.

Что может произойти?

Военное положение оказывает прежде всего психологический эффект на потребительский сектор. Комендантского часа и трудовой повинности нет, потому нет реальных причин, по которым может пострадать операционная работа транзакционного бизнеса. Тем не менее, пользователи платежных сервисов, покупатели интернет-магазинов чувствуются давление ситуации, которой никогда раньше не видели и не ощущали.

Первое — сокращение спроса на некоторые виды покупок и платежных услуг. Юзеры будут откладывать/отменять траты на digital goods, ведь сейчас актуальнее иметь реальные вещи или деньги.

Второе — повышение роли денежных переводов. Пользователи оптимизируют свои затраты, безналичные средства могут перемещаться на один счет, а потом выбор платежного сервиса будет зависеть от степени предоставляемой выгоды.

Третье — рост спроса на иностранную валюту. Это должно было быть первым пунктом, но прогнозы в этом вопросе наиболее туманные. Банки явно делают все, чтобы сделать существующие депозитные портфели в иностранной и национальной валюте настолько выгодными, чтобы желание получить это выгоду перевешивало бы панику.

Что делать fintech-компаниям?

Быть островком стабильности и адаптироваться к новой ситуации максимально быстро. Рынок не будет ждать, ваши клиенты — тем более.

Оптимизировать затраты: имиджевые нативные спецпроекты, новые проекты и апдейты, в которых вы не уверены — это можно отложить. Поддержка качественной операционной работы и наиболее прибыльных проектов comes first. После — вкладывайте лишь в то, что развивает вашу компанию и проект в перспективе, ведь развитие не должно останавливаться.

Поддерживать постоянных клиентов в это непростое время. Один из двух ваших ценнейших активов — ваши постоянные клиенты, работаете ли вы в b2b или b2c. Те, кто работает с деньгами, должны понимать, как их ценность сейчас растет — а вместе с ней и ответственность перед клиентами. Сделайте комиссию чуть меньше, небольшой бонус на популярные категории платежей, усильте программу лояльности — все это покажет юзеру, что вам не все равно. И он запомнит это, когда буря спадет.

Поддерживать свою команду. Второй ценный актив — это сотрудники. У каждого из них может быть своя личная история из-за введения военного положения: родственники, недвижимость, запланированные поездки и т.д. Проведите консультацию с каждым по юридическим аспектам, нейтрализуйте возможную панику и разъясните непонятные моменты, помогите в случае острой необходимости бонусным отпуском или премией. Важно сохранить команду максимально продуктивной и с рабочим настроем. Да хоть вечеринку устройте, главное сильнее сплотить людей вокруг идеи, которая их увлекает.

Итоги

Полномочий у силовых ведомств много, возможных ограничений прав и свобод тоже мало. Однако не прописано, ни какие из них будут ограничены, ни конкретных механизмов подобного. Здесь очень важна прецедентная составляющая. Иными словами — мы не увидим проблему, пока она не произойдет. Важно одно: не нужно сидеть в ее ожидании и ничего не делать. Словом, Keep Calm and Carry On. Иначе вашей главной проблемой станет не военное положение, а низкая эффективность бизнеса.

Источник: Минфин