Полный гайд по венчуру: как инвестируют фонды и сколько они зарабатывают

В Киеве прошло заседание iClub Academy — специального образовательного проекта для участников закрытого инвестиционного клуба iClub, основанного венчурным фондом TA Ventures. Спикеры делились как базовой информацией о венчуре, так и инсайдерскими данными о процессе поиска стартапов. Самое полезное из их выступлений — в эксклюзивном материале для delo.ua.

Что такое венчурный капитал

Венчурный капитал — один из видов финансового капитала, который инвесторы предоставляют компаниям. Обычно это происходит на ранней стадии развития, а компания имеет важную технологическую составляющую — перспективную, но высокорисковую. Неизвестно, "выстрелит" ли технология, станет ли продукт популярен на рынке.

Такой капитал привлекают стартапы. У таких компаний нет истории или залога под кредит, поэтому венчур становится одним из немногих вариантов привлечения средств. Альтернативы — краудфандинг и ICO. Краудфандинг чаще используют для hardware-продуктов, ICO — для финансирования стартапов, в основе которых изначально лежит блокчейн. И эти сценарии также имеют свои риски, и эти риски огромны.

Взамен на денежные вложения венчурный инвестор получает долю в финансируемой компании.

Его цель — выйти из компании, продав свою долю и при этом получив значительную прибыль. Идеальный вариант для инвестора — выход компании на IPO, но это сложно. Другой путь — продажа своей доли другому инвестору по цене, намного превышающей первоначальное вложение, или продажа стратегическому инвестору.

Венчурный капитал неликвиден, а такие вложения всегда очень рискованны. Возврата инвестиций придется ждать 3–5 лет, иногда — дольше. Однако при удачном выборе компаний для финансирования доход будет значительным, поэтому инвесторы и вкладываются в такие высокорисковые активы.

Как устроен венчурный фонд: взгляд изнутри

Большинство венчурных фондов создается в форме партнерства с ограниченной ответственностью. У фонда есть генеральный (управляющий) партнер и limited partners — инвесторы, которые вложили свои средства непосредственно в фонд.

Генеральный партнер основывает VC-фирму и впоследствии руководит всей операционной деятельностью фонда (как управляющий партнер). Он лично принимает решение о том, в какие проекты инвестировать, организует саму инвестицию и выход из нее. А вот limited partners — пассивные инвесторы — не принимают участия в подобных решениях, но могут оказывать влияние на генерального партнера через участие в наблюдательном совете.

Генеральный партнер разделяет риски с другими партнерами и инвесторами, вкладывая, как правило, от 1% до 5% от общего объема инвестиций. За свое менеджерское и инвесторское участие он получает два типа вознаграждения. Первый — management fee, плата за управление. Чаще всего это 2% в год от объема фонда, иногда 2,5%, в суперфондах — 3%. Эти средства покрывают операционные расходы венчурной фирмы.

Второй тип вознаграждения — участие непосредственно в прибыли фонда, carried interest. Чаще всего это 20%. Причем сначала необходимо вернуть средства всем партнерам, которые проинвестировали в фонд, и только потом прибыль делится между general partner и limited partners.

Жизненный цикл венчурного фонда

Инвестор вкладывает деньги в фонд, но это происходит поэтапно. Обычно средства поступают частями, в зависимости от объема доли инвестора в фонде. Этой долей он участвует в инвестиции в конкретный проект. Генеральный партнер сообщает, какую сумму и когда следует перечислить, на какой проект будут направлены эти средства, и затем уже инвестор совершает транзакцию. Это называется capital calls.

Срок жизни фонда (и, соответственно, период возврата инвестиций) может составлять 5–7 лет, 10 лет. В некоторых случаях он продлевается на 1–2 года. Все зависит от того, каков фокус инвестиционного фонда и на каких стадиях развития компании он инвестирует. Есть категория "вечнозеленых" фондов (evergreen). Такой венчурный фонд использует прибыль, полученную от инвестиций, реинвестирования в новые проекты.

"Задача генерального партнера — найти такие инвестиционные проекты, которые могут обеспечить прибыль, в 10 раз превышающую инвестиции по объему (10X). Далеко не все компании действительно это сделают. Обычно 3–4 проекта из десяти проваливаются, еще 3–4 приносят небольшую прибыль и позволяют инвесторам вернуть средства. Успешными становятся 1–2 проекта из десяти, и именно они дают основной объем прибыли", — объясняет партнер TA Ventures Игорь Семенов.  

"В целом, средний коэффициент в 2,5–3X считается хорошим показателем прибыльности фонда, 5X — успешный фонд. Некоторые фонды показывают результаты в 10X и более", — уточняет бизнесмен.

Еще один важный показатель — годовая доходность. Она высчитывается, исходя из объемов дохода и сроков инвестиций. Хорошей считается годовая доходность на уровне 25–30%. Есть пример, когда один проект принес фонду доходность в 914% годовых.

Стадии венчурного инвестирования

Самая ранняя стадия инвестирования — pre-seed, но венчурные фонды обычно на этом этапе не инвестируют. Фонды, сфокусированные на ранних стадиях, чаще начинают с series seed. Это стадия, когда команда работает над созданием прототипа и запускает MVP (минимальный жизнеспособный продукт), начинает делать первоначальные продажи. Средний размер раунда $1–2,5 млн.

Инвестиции series A направлены на достижение product-/market fit. Это означает, что у компании уже есть продукт, есть активные продажи. Средний размер series A round — $13 млн. Это две самые высокорисковые стадии, но и возможности для заработка инвестора здесь велики.  

Далее следуют series B, С, D — масштабирование бизнеса, выход на IPO. Это крупные раунды с меньшими рисками и меньшими возвратными инвестициями.

Поиск и привлечение проектов

Чтобы находить действительно перспективные проекты для инвестирования, партнеры фонда активно строят сеть контактов. Нетворкинг строится на посещении большого количества профильных мероприятий. Встречи на ивентах расписываются поминутно, на 10–15 минут.

"У венчурных капиталистов принято делиться контактами и проектами. У фонда всегда есть информация о хороших проектах, которые по какой-то причине ему не подходят (например, фонд не работает с определенным рынком или направлением деятельности компании). В таком случае партнеры могут порекомендовать проект другим участникам венчурного рынка. У нас широкая сеть таких контактов, более 600 партнеров по миру.

При этом некоторые фонды делятся "проходными", неперспективными проектами. За такое поведение можно моментально угодить в закрытые черные списки, и на репутации фонда будет поставлен крест. Поэтому инвесторам необходимо тщательно выбирать, с каким фондом они будут совместно инвестировать", — предупреждает управляющий партнер TA Ventures Виктория Тигипко.  

Улучшить репутацию и заручиться поддержкой коллег по рынку можно и благодаря личному общению.

Нередки ситуации, когда партнеры фонда помогают оформить документы партнерам из другой страны, незнакомым с местным законодательством. Возможны и более личные просьбы: например, достать билеты на Лигу Чемпионов. Личные отношения особенно важны на азиатских рынках. В Индии или Китае буквально невозможно работать, не зная лично местных участников индустрии (а иногда — и их семьи).

Цели и перспективы нетворкинга

Чем активнее и грамотнее фонд строит нетворк, чем лучше у него репутация, тем больше "пассивных" предложений он получает. Но такой фонд не инвестирует в проекты, которые пришли извне. Финансирование получают либо компании, которые партнеры фонда нашли самостоятельно, либо те, кем заинтересовался кто-либо из знакомых инвесторов.

Прежде чем инвестировать в "приглянувшийся" проект, фонд проводит внутренний анализ и консультируется с людьми из своего нетворка. Возможность проконсультироваться с более опытными (в определенном вопросе) специалистами — важное преимущество развитой сети контактов. Партнеры фонда могут получить ответ от них в течение одного-двух дней. И это дополнительно страхует от рисков всех участников фонда.

Что делает фонд после заключения сделки

Всех инвесторов можно условно разделить на два типа. Первый — пассивные инвесторы. Они помогают компании только деньгами, а затем занимают пассивную выжидательную позицию. Второй тип — активные инвесторы, предоставляющие smart money. Они принимают активное участие в операционной деятельности компании. Если это лидирующий в раунде фонд-инвестор, он получает место в совете директоров проекта.

"Фонд регулярно занимается портфельной и операционной деятельностью компании. Раз в месяц или раз в квартал фонд получает отчет от руководства компании о результатах за этот период. По итогам этого мониторинга партнеры фонда определяют, чем они могут помочь компании.

Это может быть совет по организации деятельности, помощь с рекрутингом, помощь в развитии контактов с клиентами или поставщиками, в PR-активностях, в кризис-менеджменте. У фонда должен быть лонг-лист из полезных контактов по каждой вертикали бизнеса, чтобы при случае партнеры могли быстро посоветовать компании несколько полезных контактов. Но решение, кому из них открыть двери, обычно принимает сама компания (исключение — если у фонда оказывается более 50% акций)", — добавляет Виктория Тигипко.

В случае необходимости фонд помогает привлечь дополнительное финансирование.

Чтобы быстро привлечь крупные инвестиции, партнеры собирают пул релевантных инвесторов, в котором могут быть десятки имен. Каждому из этих инвесторов они делают персональное интро, а не просто отправляют всем одну стандартную презентацию. Партнеры фонда знают, чем заинтересовать каждого конкретного инвестора. У фаундеров компании такой информации обычно нет, поэтому им сложно быстро привлечь инвестиции самостоятельно: даже если фаундеры готовы искать всю необходимую информацию, им может просто не хватить времени, компания обанкротится.

Выход из инвестиции

Последний важный вопрос — выход из инвестиций (exit). Фонды постоянно ищут exit opportunities, делятся найденными возможностями с участниками своего нетворка, получают рекомендации от них.

Нужно знать не только других инвесторов, но и потенциальных участников (организаторов) размещения на бирже, советников, работающих в определенных направлениях. Есть, например, generic brokers, есть те, кто специализируется на e-commerce, и так далее. В каждом направлении нужно иметь контакты. Невозможно просто найти подходящую компанию в интернете, написать письмо и получить выход на IPO. Здесь работает только личный подход: встретиться, сходить на ланч. А для этого нужны контакты.

Именно выстроенная сеть контактов — главная "суперсила" фонда. Нетворкинг определяет успех каждого этапа, от поиска и оценки проекта до преодоления кризисов и удачного экзита. Выбор фонда с хорошей репутацией — путь к успеху как для стартапов, так и для инвесторов.

 
Источник: "Дело" "Дело"