1000 дней «правления» генерального директора МТСБУ |
Прошло 1000 дней с того момента, как Владимир Шевченко работает в должности Генерального директора МТСБУ. Подведем итоги: что сделано за более чем 2,5 года и узнаем про планы на будущее. «Работа в должности Генерального директора бюро — это, наверное, самая ответственная работа, которую я когда-либо выполнял», — говорит Владимир Шевченко. — «Ее важность для всего рынка ОСАГО заставляет меня особенно вдумчиво размышлять о сделанном, о новых задачах и направлениях развития». Подводя итоги, Владимир Шевченко отметил, что Бюро, продолжает реализовывать все задачи «дорожной карты» развития рынка ОСАГО, которая была разработана два с половиной года назад. Теперь настало время ставить новые цели и задачи и реализовывать их. Что сделано за 1000 дней?Независимость и новая система корпоративного управления Бюро усовершенствовало собственную работу как управленческой структуры. Проведена серьезная реорганизация, глобальная перестройка организационной структуры и бизнес-процессов в МТСБУ. — «Несколько лет назад Бюро было постоянным фигурантом коррупционных скандалов, а сотни миллионов гривен из Фондов Бюро были «утеряны» в одном из банков», — говорит Владимир Шевченко. — «Другие десятки миллионов безответственно растрачены, что привело в негодование весь страховой рынок. Вот уже два с половиной года вся информация о размещенных в банках депозитах публикуется на сайте Бюро. Могу ответственно сказать, что сейчас, благодаря четко выстроенным бизнес-процессам, понятным и жестким процедурам подготовки, обсуждения и принятия решений по инвестициям, а также информационной прозрачности, для коррупции в Бюро не осталось ни малейших лазеек». Из Бюро были уволены сотрудники, которые контролировали некоторые коррупционные схемы, будучи ставленниками определенных политических сил прошлого, и пришли на конкурсной основе профессионалы, занимающиеся реальными проектами развития рынка ОСАГО, уверяет Шевченко. Бюро вместе с Президиумом два года назад решили конфликт интересов Координационного совета с попыткам вмешаться в деятельность Бюро. — «Общими усилиями, я надеюсь, мы навсегда прекратили порочную практику вмешательства в дела рынка ОСАГО, которая основывалась на политических, а не управленческих соображениях, с корыстными или коррупционными мотивами». Следующий шаг — усовершенствование системы корпоративного управления Бюро. Ключевые принципы обновленной системы управления сейчас прорабатывает профильная рабочая группа. В ближайшее время наработки будут вынесены на обсуждение страховщиков-членов Бюро. Сейчас в бюро также внедряется система электронного документооборота, который позволит быстрее и технологичнее обслуживать получателей регламентных выплат, наладить максимально оперативную и эффективную коммуникацию со страховщиками-членами МТСБУ, в том числе и с использованием электронно-цифровых подписей на документах, говорят в Бюро. Новая инвестиционная и информационная политика Были изменены подходы к инвестированию средств фондов МТСБУ. Благодаря прозрачной инвестиционной политике МТСБУ удается не только исключить влияние субъективных факторов на принятие решений, но и получить высокую доходность при размещении средств фондов, соблюдая принципы безопасности и надежности. Страхователи теперь также имеют возможность регулярно получать важную для них информацию: ежеквартально обнародуются данные о состоянии каждой страховой компании – «светофор МТСБУ» и публикуется на сайте развернутая информация о показателях работы каждого страховщика. Это позволяет автовладельцам обоснованно выбрать для покупки страхового полиса ту компанию, финансовая устойчивость и качество работы которой наивысшее. Страховщики также регулярно получают информацию о всех решениях Дирекции и Президиума, а также статистику по рынку. Взаимодействие с Регулятором У Бюро и Нацкомфинслуг, которая выполняет функции Коордсовета, есть единое видение стратегии развития рынка ОСАГО, а главное – налажен диалог, который позволяет достигнуть согласия по ключевым для рынка вопросам, уверяет Владимир Шевченко. Именно благодаря этому сотрудничеству стало возможно даже без принятия нового закона «Об ОСАГО» внедрение таких важных проектов как система прямого урегулирования, проведение выплат пострадавшим за компании, ушедшие с рынка, но еще пока не признанные банкротами, а также запуск проекта «электронный полис». Сервис для страхователей Сегодня Бюро занимается внедрением комплексных решений, которые помогают страхователям и пострадавшим в ДТП иметь исчерпывающую информацию о процессе урегулирования и получать регламентные выплаты быстро и удобно. Это принципиально другой подход к роли Моторного Бюро. МТСБУ – не просто структура, которая выдает регламентные выплаты по ОСАГО, а сервисная организация, чья работа сочетает быстрое урегулирование событий с удобством этого процесса для пострадавших, говорит Шевченко. Еще несколько лет назад получатели регламентных выплат толпились в крошечном помещении, где регистрировали заявления на выплаты, а дозвониться в Бюро зачастую было невозможно. Теперь для приема посетителей есть отдельное помещение, работает круглосуточный контакт-центр, получить исчерпывающую информацию о ходе дела на выплату можно онлайн через личный кабинет пострадавшего, или через Фейсбук. Диджитал-проекты МТСБУ Проект «электронный полис» готов к запуску, который должен состояться до конца 2017 года. Создана и протестирована техническая платформа, разработаны необходимые нормативные положения, позволяющие внедрить проект без принятия новой редакции закона «Об ОСАГО». Также с октября будет запущен «электронный европротокол», техническая часть проекта также готова. Совсем скоро украинские водители смогут оценить удобство электронного оформления ДТП, подпадающих под действие европротокола, говорит Владимир Шевченко. Запущена система добровольного прямого урегулирования (в которую сейчас входит 18 компаний), преимущества которой уже очевидны как для участников рынка, так и для страхователей. Новые задачи МТСБУ на перспективуНовый закон «Об ОСАГО» Страховой рынок не должен жить в режиме преодоления препятствий и ручного управления, к которым вынуждает отсутствие современной версии профильного закона. Закон об ОСАГО принят 12 лет назад, и он не отвечает реалиям развития рынка, уверены в Бюро. Необходимо срочно вернуться к вопросу немедленного принятия новой редакции закона. Переход к всеобщей системе прямого урегулирования Это возможно как в добровольном режиме, путем присоединения страховых компаний к действующему сейчас соглашению о добровольном прямом урегулировании, так и в обязательном, если будет принят новый закон. Снижение аварийности на дорогах Одна из жизненно важных проблем на дорогах Украины – это продолжающее увеличение показателя аварийности. По итогам 6 месяцев 2017 года, количество ДТП выросло на 6%. Именно на страховой рынок ложится тяжесть финансовых последствий ДТП. Страховщики и Бюро готовы совместно с Нацполицией и другими государственными органами принимать активное участие в выработке путей решения проблемы снижения аварийности. Снижение количества незастрахованных водителей Если мы посмотрим на статистику регламентных выплат Бюро, то увидим четкий тренд увеличения роста выплат за незастрахованных водителей. В 2014 году за возмещением ущерба в ДТП, где виновный не имел полиса страхования, обратилось 1569 человек. В 2016 году почти в два раза больше — 3008. Объем выплат вырос втрое: с 27,4 млн. грн. в 2014 году до 78,3 млн. грн. в 2016 году. По оценкам МТСБУ, на дорогах страны более миллиона водителей ездит без полиса ОСАГО. Ситуация провоцируется, как снижением уровня доходов страхователей, так и почти полным отсутствием контроля за наличием полисов со стороны Нацполиции. Это огромная проблема. Для ее решения МТСБУ сейчас ведет переговоры с руководством Нацполиции относительно новых механизмов усиления контроля за наличием полиса. Речь идет о проверке полицейскими наличия полиса путем автоматического запроса в ЦБД МТСБУ когда они проверяют данные о владельце автомобиля, при фото-, видео-фиксации нарушения скоростного режима водителем и в некоторых других случаях. Уже сейчас полицейские имеют доступ к базе данных бюро, и могут проверить по номеру автомобиля или по номеру полиса, действителен ли он. Полицейские также могут проверить действительность полиса и без доступа в интернет, через звонок в контакт-центр МТСБУ. Борьба с фальшивыми и фальсифицированными полисами ОСАГО За полтора года работы проекта «СТОПФальшивка» МТСБУ показало страховым мошенникам, в том числе действующим под видом страховых агентов, что готово жестко противостоять им и пресекать их махинации. По инициативе МТСБУ возбуждено 19 уголовных дел, 8 человек заключено под стражу и находятся под следствием, 3 мошенникам вынесен обвинительный Повышение размера страховых сумм Во-первых, это требование Евродирективы (EU Motor Insurance Directive 2009/103/EC), положения которой Украина обязалась внедрить по соглашению с ЕС. Во-вторых, темпы инфляции, а также увеличение показателя роста средней выплаты дают основания поднять этот вопрос. В пересмотре нуждается и методика расчета выплат за ущерб при нанесении вреда жизни и здоровью. Переход на свободное ценообразование в ОСАГО Не должна складываться ситуация, когда во всем мире страховщики внедряют продвинутые страховые продукты, в которых тариф модифицируется под потребности конкретного клиента, а в Украине ценообразование по-прежнему остается жестким и законодательно зарегулированным. Модернизация формирования отчислений в фонд защиты пострадавших МТСБУ рассматривает возможность перехода на рисковую модель формирования отчислений в фонд, а также возможность дифференциации размера отчислений каждого страховщика в зависимости от качества его работы. Такой подход позволит поддерживать размер фонда в более точном соответствии с необходимым объемом регламентных выплат, и стимулировать членов Бюро повышать качество своей работы в сфере ОСАГО. Источник: Фориншурер |