Жалоба до проверки доведет |
Страховщики недовольны тем, что Нацкомфинуслуг упростила проверку компаний по жалобам клиентов. Одна из ассоциаций страховщиков уже обратилась в Государственную регуляторную службу, которая должна выдавать разрешение на проверку, чтобы в сфере выдачи разрешений на внеплановые проверки не появилась коррупция. Нацкомфинуслуг перешла на новые правила реагирования на обоснованные жалобы потребителей финансовых услуг. C 18 апреля наличие жалоб становится прямым основанием для внеплановой проверки небанковского финансового учреждения (среди них страховые компании, кредитные союзы, финкомпании, администраторы покупок в группах), если ее проведение одобряет Государственная регуляторная служба. Приниматься в работу будут лишь жалобы физлиц. Юрлица должны решать свои проблемы в суде. В Нацкомфинуслуг с 1 октября 2016-го по 31 марта 2017-го поступило 2617 жалоб физических и юридических лиц на работу страховых компаний. «Это на 332 обращения больше, чем за аналогичный предыдущий период», – подсчитали в комиссии. Объем выплат страхового возмещения компаниями по результатам рассмотрения обращений составил 49,13 млн грн. Чаще всего жаловались на СК «Европейский страховой союз» – 319 обращений, из которых 231 – жалобы по сути, на СО «Ильичевское» (187 и 180 соответственно), СО «Доминанта» (184 и 173), «Украинскую транспортную страховую компанию» (140 и 85), «Украинскую охранно-страховую компанию» (89 и 83), «Киевский страховой дом» (87 и 80), а также СК «Провидна» (108 и 63). Критерий количества жалоб комиссия включила и в проект постановления Кабмина о новом механизме проверок участников финансового рынка, который определяет критерии рисковости и периодичность проверок. Рост количества жалоб будет сигнализировать о рисковой деятельности компании, что позволит комиссии чаще проверять ее: минимум раз в пять лет, либо каждый второй год. Высокорисковой будет считаться компания, на которую поступает жалоб больше, чем в среднем по рынку (индикатор будет рассчитываться для каждого вида финансовых услуг). Например, если за полгода на страховщиков пожаловались 2617 раз, а на рынке 310 СК, то рисковой будет считаться компания, на которую поступило от девяти жалоб. Не все жалобы одинаково вредны Участники рынка считают новые правила дискриминационными. «Получается, что если компания специализируется на корпоративном страховании и не выполняет обязательства на миллионы гривен, то оснований для ее проверки нет. А невыплата нескольких тысяч гривен или несогласие с суммой выплаты нескольких розничных клиентов может повлечь за собой проверку», – недоумевает топ-менеджер одной из СК. Кроме того, Нацкомфинуслуг не определяет период, за который будет рассчитывать количество жалоб, достаточных для проверки. «Это позволит комиссии по своему усмотрению определять промежуток времени, который каждый раз может быть разным, что создаст возможности для злоупотреблений, возникновения коррупционных факторов со стороны работников комиссии», – считает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский. Комиссия не учитывает количество заключенных компанией договоров, а высока вероятность, что компания, которая заключила больше страховых договоров, получит больше жалоб, чем компания с небольшим количеством клиентов. Физлица часто не соглашаются с размером начисленной им страховой выплаты и жалуются в комиссию, но их жалоба не означает, что СК не выполняет свои обязательства или испытывает проблемы с платежеспособностью. «Это приведет к произвольному отнесению страховщика, который заключил большое количество договоров страхования, к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, несмотря на то, что он будет отвечать всем нормам законодательства, иметь высокий показатель качества урегулирования убытков», – поясняет Вячеслав Черняховский. У ассоциации есть замечания и к другим критериям рисковости. Нацкомфинуслуг предлагает считать высокорисковой компанию в течение пяти лет после вывода временной администрации. «Если финансовое учреждение после выполнения всех мер воздействия не имеет оснований для получения таких же мер воздействия, то она выполняет все требования законодательства, и нет необходимости считать ее с высокой степенью риска. Такой срок не должен превышать 12 месяцев после окончания срока мер воздействия», – считают в ассоциации. Ассоциация «Страховой бизнес» подала свои замечания в Государственную регулярной службу, которая будет выдавать разрешения на проверки. Она предлагает создать при ГРС постоянно действующую рабочую группу по вопросам небанковских финансовых рынков. В нее должны привлечь регулятора для «систематического обсуждения проблемных вопросов небанковских финансовых учреждений, требующих урегулирования, наработки вариантов и механизмов для их решения». У других страховых ассоциаций претензий к документу нет. «При этом не совсем понятно, почему комиссия пошла по этому пути. Намного эффективнее было бы внести изменение в законодательство и вывести страховой рынок из-под моратория на проверки, как это было сделано для банковского сектора», – считает генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. Не имеют опасений по поводу инициатив регулятора также и участники других финансовых сегментов. «Мы не ожидаем увеличения количества проверок», – говорит президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов Ольга Мороз. Сейчас жалоб на работу КС поступает немного, в основном это старые истории невыплат денег клиентам в 2008-2009 годах. Клиенты НПФ, которые заключают долгосрочные контракты, пока также не жалуются на пенсионные фонды. Виктория Руденко: FinClub |