Правительство РФ упрощает европротокол: ОСАГО получит телефонное право |
На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова принято решение о разработке нового блока поправок к закону об ОСАГО. Минфин уже предложил автовладельцам на выбор три способа фиксации автоаварий (включая использование телефона для геолокации). Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях для оформления европротокола не потребуется согласия участников аварии об ее обстоятельствах. Страховщикам в новом порядке нравится не все — они опасаются роста числа мошенничеств. В распоряжении издания оказались поправки Минфина, разработанные по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова в начале ноября. Мероприятие было посвящено способам популяризации так называемого европротокола (метод оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД). Напомним, под европротокол подпадают только аварии с двумя участниками, если вред причинен лишь имуществу (пострадали только автомобили) и между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Кроме того, потенциальный вред не должен превышать 50 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимит равен 400 тыс. руб.). По сведениям издания, на совещании обсуждались меры по упрощению фиксации ДТП. Минфину была дана неделя на разработку и внесение в правительство законопроекта об улучшении применения европротокола. Как следует из текста получившихся поправок, принцип согласия участников ДТП отменяется на четырех территориях, где сейчас действует лимит выплат 400 тыс. руб. Кроме того, у автовладельцев появляется три альтернативных способа фиксации ДТП — с помощью технических средств контроля (бортовые устройства, которые фиксируют информацию о движении автомобиля на основе сигналов глобальной навигационной спутниковой системы); специализированных приложений для мобильных телефонов (такое уже есть у Российского союза автостраховщиков); телефонов. При этом инструментом фиксации может оказаться и обычный кнопочный телефон — в этом случае потребуется услуга оператора связи, который определит и передаст страховщику данные о месте ДТП. Кроме того, для оформления европротокола нужна будет фотография или видеосъемка аварии, которую ее участник должен сделать сам. Отметим, в нынешнем виде систему европротокола пока нельзя назвать популярной. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за десять месяцев 2016 года без сотрудников ГИБДД аварии оформили 381,3 тыс. автовладельцев — 29% получивших выплаты по ОСАГО за этот период. По статистике МВД, почти 90% ДТП с имущественным ущербом до сих пор оформляется с привлечением сотрудников ГИБДД, что способствует возникновению пробок. Как заявил начальник управления РСА по методологии убытков Андрей Маклецов, "страховое сообщество поддерживает применение способов фиксации ДТП с помощью различных технических решений, в том числе предложенных Минфином бортовых устройств контроля движения автомобиля и внешних воздействий на него и с помощью приложений для смартфонов, соответствующих требованиям РСА и согласованных с ЦБ". Расходы на специальное оборудование для автомобиля не должны смутить водителей, считают в РСА. "Мы собирали данные от производителей таких устройств. Примерная средняя цена устройства — около 6 тыс. руб., что сопоставимо со средней ценой полиса ОСАГО,— говорит Андрей Маклецов.— Если автовладелец хочет избежать вероятных сложностей, связанных с обычным оформлением ДТП с вызовом ГИБДД на место происшествия, он может потратиться на приобретение такого устройства для установки в свой автомобиль". Впрочем, выбор способа фиксации аварии Минфин оставляет за автовладельцем. И не все из них нравятся страховщикам. "Третий способ фиксации — путем фото- и видеосъемки и подтверждения локации ДТП с помощью услуги оператора мобильной связи обеспечит получение страховщиком необходимых данных, но в этом случае увеличиваются риски мошенничества,— уверен господин Маклецов.— Необходимо подтверждение некорректируемости фотографий, и пока нам непонятно, как и куда оператор связи будет направлять информацию о местонахождении автовладельца. Если в виде SMS участнику ДТП, то такое сообщение также можно подкорректировать, чем могут заняться мошенники". По словам господина Маклецова, в качестве дополнения к третьему способу можно предложить требование по одновременному применению двух из трех вариантов, предложенных Минфином. "Допустим, у водителя нет телефона или он разрядился, но есть бортовое устройство плюс фотоаппарат для съемки повреждений,— рассуждает он,— тогда у страховщика не возникнет сомнений в том, что обстоятельства ДТП зафиксированы добросовестно". По информации издания, новые поправки Минфина к закону об ОСАГО могут быть рассмотрены Госдумой в осеннюю сессию наряду с изменениями о приоритете ремонта над денежной выплатой. Татьяна Гришина: Коммерсант |