Страховщики, потребители и депутаты едины в желании превратить Евродирективы в украинскую страховую реальность |
Как изменился рынок страхования ОСАГО за прошлый год? — Можно говорить о сужении рынка потенциального страхования ОСАГО. Количество заключенных договоров сократилось на 9%. Часть авто остались в Крыму, в зоне АТО, часть автомобилей выехала в Россию. Но объем рынка в денежном выражении увеличился на 20% за счет того, что страховщики начали применять повышенные поправочные коэффициенты из-за роста курса валют. На 2 тыс. грн. или на 28% вырос размер средней выплаты. По итогам 2014 года она составляла 9065 грн., по итогам 2015 — 11029 грн. При этом приятно констатировать, что количество ДТП сокращается — по итогам 2015 года случилось 134 тыс. ДТП, что на 12,4% меньше показателя за предыдущий год. Какие задачи стоят перед рынком в этом году? — В последнее время очень остро стал вопрос фальшивых полисов ОСАГО. По оценкам экспертов, объем рынка поддельных полисов составляет около 10% от общего количества заключенных договоров. И если ранее подделка бланков производилась кустарным методом, зачастую бланки просто распечатывали на принтере, то сегодня эта деятельность приобрела опасные масштабы. Бланки печатают партиями типографским методом и распространяют даже через интернет, например, на сайте ОLX. А как можно решить эту проблему? — Меры должны быть комплексными. Мы продолжаем работу по выявлению точек сбыта фальшивых бланков. Кроме того, МТСБУ ужесточила санкции к страховщикам, несвоевременно вносящим информацию о заключенных договорах в ЦБД. Сейчас мы проводим переговоры с Национальной полицией, чтобы при остановке транспортного средства они могли оперативно проверить наличие действительного полиса ОСАГО с помощью онлайн-доступа к ЦБД с помощью QR-кода, который будет присваиваться каждому договору. На время переходного периода до принятия изменений в Закон было принято решение о начале работы электронного полиса в пилотном режиме. Все договора будут заключаться через онлайн-систему, подобную Green card-online. Во время заключения договора система будет генерировать уникальный код, который и должен стать гарантией от фальсификации бланка. Но свести проблему фальшивки на нет, сможет только полный переход к электронному полису и отказ от бумажной версии бланка. На какой стадии находится этот проект? — Пока законодательные изменения, предполагающие полный переход к электронному полису не приняты, мы решили внедрить пилотную версию проекта, так называемый «полис on-line». Суть его в том, что все договора будут заключаться через online-платформу, но с подтверждением в виде бумажной формы договора. Почему нельзя отказаться от бланков сразу? В качестве доказательства факта наличия договорных отношений между клиентом и страховщиком согласно нынешнему законодательству принимается только бумажная версия договора ОСАГО. А что с агентскими комиссиями, так ли они завышены? — Дело в завышенном размере комиссии. По нашим оценкам, расходы на ведение дела обходятся страховщикам вдвое больше, чем затраты на страховые возмещения. Это значит, что рынок работает неэффективно. экономический спад, продолжающийся в последние годы, не оставляет предпосылок для органического роста рынка и увеличения премий. Наша задача — создать возможности для роста рынка. Технологические изменения — электронный полис, прямое урегулирование, электронный европротокол — позволят качественно изменить отношение клиента к этому виду страхования, а компаниям — оптимизировать многие бизнес-процессы. Согласитесь, если у клиента появится возможность заключить договор ОСАГО через интернет, оплатив его тут же кредитной картой, то о какой комиссии агента идет речь? Недавно Нацкомфинуслуг обнародовало статистику жалоб потребителей на страховщиков. На что чаще всего жалуются потребители в МТСБУ? — Должен сказать, что количество жалоб в 2015 году на действия страховщиков со стороны потребителей снизилось на 33%. Традиционно, потребители меньше жалуются на затягивание выплат. За последний год таких жалоб стало меньше на 40% (2104 жалобы). Действительно, страховщики стараются оптимизировать сроки урегулирования. Например, средний срок урегулирования с помощью европротокола составляет 82 дня. Есть компании, которые платят в течение 40 дней. Мы надеемся, что внедрение прямого урегулирования позволит еще больше сократить сроки урегулирования. Ведь теперь страховую выплату будет получать сам клиент. Поэтому он будет ответственно подходить к выбору страховщика. И те компании, которые будут урегулировать страховые события быстро, станут лидерами рынка. Сегодня только 16 страховщиков согласились принять участие в пилотном проекте… — Да, но их общая доля рынка достигает около 65%. Это почти все крупные компании. И если в ДТП попали клиенты страховщиков-членов системы прямого урегулирования, то клиент может выбирать в какую СК обращаться — в свою или в компанию потерпевшего. Уже выбран банк, через который будут осуществляться взаиморасчеты. Сейчас идет завершение разработки IT-решения, которое позволит страховщикам иметь расширенный доступ к ЦБД. Но еще необходимо до конца выяснить все спорные моменты налогообложения. Мы ведем переговоры с Нацкомфинуслуг с целью, чтобы они принимали дополнительный гарантийный взнос в рамках прямого урегулирования ДВ3 в качестве средств для покрытия страховых резервов. Но в то же время в 2 раза увеличилось количество жалоб на несогласие с размером возмещения. Почему? — Автопарк стареет, износ автомобилей увеличивается, страховая выплата не увеличивается пропорционально росту инфляции и для восстановления авто страхового возмещения может оказаться недостаточно. Как результат — клиенты жалуются. Поэтому все чаще слышны разговоры о необходимости страхования без учета износа. Расскажите о планах популяризации европротокола? — Сегодня потерпевшие прибегают к заполнению европротокола только при очень незначительных ДТП. Поэтому количество ДТП, оформленных с использованием европротоколов не превышает 12% от всех заявлений о страховом событии. Средняя сумма выплаты составляет 5853 грн., что вдвое меньше средней выплаты по рынку. И мы работаем над популяризацией этого способа урегулирования. Мы проведем курс обучения полиции правилам оформления европротокола, чтобы, выезжая на вызов, полицейские могли оказать потерпевшему помощь в его правильном оформлении. В последствии, заработает мобильное приложение электронный европротокол. Кроме того, с 19 февраля повысился лимит по урегулированию в рамках европротокола и составляет теперь 50 тыс. грн. Под эту сумму попадает большинство страховых событий, поэтому мы рассчитываем, что украинцы начнут чаще его использовать. Главным достоинством этого вида урегулирования является то, что для его оформления не нужно вызывать ГАИ, а значит получать штраф за нарушение ПДД и ждать решения суда. Как я уже говорил, сроки урегулирования в рамках европротокола составляют в среднем 82 дня, то есть менее отведенных Законом 90 дней. Вернемся к законопроекту, в котором содержится ряд необходимых рынку норм, но который не находит поддержки в ВР. Почему? — Страховщики, потребители и депутаты едины в желании превратить Евродирективы в украинскую страховую реальность. Никто не против того, что нам нужно постепенно повышать страховые лимиты по ОСАГО, вводить прямое урегулирование, электронный полис или менять процедуру выплаты из фондов бюро. Основной вопрос возникает вокруг корпоративного управления МТСБУ. С одной стороны, страховщики однозначно высказались против существования Координационного совета в прежнем формате. Ведь предоставление депутатам или чиновникам права управлять фондами Бюро и принимать важные кадровые решения чревато потерей средств, как в случае с «Брокбизнесбанком». Но мы понимаем, что Бюро не оставят бесконтрольным. Вопрос в том, каким будет этот орган и какие у него будут функции. И каким вы видите компромиссный вариант? — Это должен быть Орган, обладающий не столько управленческими функциями, сколько функциями надзора, стратегического планирования, прогнозирования, но функций управления фондами МТСБУ или принятия кадровых решений по МТСБУ у них быть не должно. Это должно быть прерогативой Общего собрания членов Бюро. Владимир Шевченко, Генеральный директор МТСБУ |