Четвертый лишний: когда будет достигнут консенсус по закону об ОСАГО |
На прошлой неделе парламентский финансовый комитет так и не смог найти компромисс по новому закону для рынка ОСАГО. У рассматриваемых законопроектов имелись небольшие различия, но основной вопрос, в котором отсутствует консенсус – наличие дополнительного органа управления в МТСБУ, в частности, координационного совета. Депутаты не желают терять контроль над объединением страховщиков. Страховщики, в свою очередь, считают, что наличие депутатов в органах управления МТСБУ несет в себе коррупционные риски. По их мнению, дирекции, президиума и общего собрания вполне достаточно для эффективного руководства объединением. Комитет решил взять за основу для доработки законопроект №3670, внесенный его главой Сергеем Рыбалкой. Похожий по сути законопроект №3551, внесенный другим депутатом комитета Максимом Поляковым, без упоминания там о необходимости координационного совета, среди большинства депутатов поддержки не нашел. Когда стороны придут к компромиссу и нужен ли Моторному бюро контроль со стороны парламентариев, разбирался Forbes. С тем, что принятие нового закона об ОСАГО назрело давно, согласны и парламентарии, и страховщики. «Действующий закон вступил в силу еще 1 января 2005 года. За это время его слишком много раз меняли и дополняли, значительно обновились мировая практика, европейское и украинское законодательство, а также судебная практика. Закон банально устарел», – указывает глава профильного комитета Сергей Рыбалка. Напомним, согласно нынешнему законодательству, МТСБУ осуществляет выплаты только в случае недостаточности у страховщика-банкрота собственных средств для проведения выплаты. «По сути, выплаты происходят после утверждения в суде ликвидационного баланса, что занимает от 2 до 6 лет. За это время средства страховой выплаты обесцениваются. Страховщики предложили не заставлять клиента ждать годами, а выплачивать возмещение за счет фондов МТСБУ сразу после лишения неплатежеспособного страховщика лицензии Нацкомфинуслуг или начала процедуры его банкротства», – подчеркивает Шевченко. По его словам, таким образом клиенты смогут получить возмещение спустя 3-4 месяца после начала проблем у страховщика, по аналогии с гарантийным механизмом для банков. Согласно прогнозным оценкам, долги страховщиков, находящихся в разной стадии банкротства, составляют до 200 млн гривен. Впрочем, все нововведения опять отложены на неопределенное время. Камень преткновения – наличие координационного совета и присутствие в нем депутатов. Страховщики уверены, что этот орган управления таит в себе коррупционные риски. И эти опасения небезосновательны. Ранее под административным давлением чиновников фонды МТСБУ могли использоваться не по назначению. Оттуда исчезали сотни миллионов гривен – в частности, из-за непрозрачного размещения средств в банках, завышения регламентных выплат или, к примеру, выделения десятков миллионов гривен на «безопасность дорожного движения». «МТСБУ долгое время воспринимали как объект для рейдерских атак, нивелируя его гарантийные функции для автовладельцев», – указывает Шевченко. Напомним, противостояние между страховщиками и главой финансового комитета Сергеем Рыбалкой длится уже больше года. При этом последняя победа числится за страховщиками. Общему собранию членов МТСБУ удалось нейтрализовать координационный совет. Однако теперь, посредством соответствующих изменений в законодательстве, некоторые депутаты пытаются восстановить координационный совет, намекая на недостаточный надзор за объединением со стороны государства. В то же время, ряд депутатов Верховной рады имеют бизнес-интересы на страховом рынке – соответственно, говорить о незаангажированности этого органа не приходится. Сергей Рыбалка этот тезис прокомментировал достаточно обтекаемо. «Ни один самый лучший закон не защищает от произвола коррупционной машины, – говорит Рыбалка. – Но все должны действовать в рамках законодательства. Наша задача – вместе подготовить такой закон, чтобы сделать эту систему, которая обязывает всех автомобилистов страховаться, максимально прозрачной, честной, а главное – удобной для всех ее участников. Мы обязаны защитить права пострадавших. Поэтому важно, чтобы можно было контролировать эту систему в рамках закона». Каким будет окончательный компромисс, пока неизвестно. По словам Рыбалки, он может быть выработан уже до 15 марта. Однако когда новый закон будет принят парламентом, глава комитета пока ответить затрудняется. «Сегодня этот вопрос – в стадии обсуждения, ведутся консультации со всеми участниками рабочей группы. Мы надеемся, что нам удастся найти компромисс, чтобы рынок становился более эффективным и прозрачным, с одной стороны. А с другой – государство не утрачивало бы полный контроль над рынком ОСАГО, но и не допускалось грубое вмешательство в оперативную деятельность Бюро», – президент Моторного Бюро Юрий Гришан. По информации Forbes, компромисс может быть достигнут посредством устранения координационного совета и создания альтернативного органа контроля, который будет наделен меньшими полномочиями, чем ранее обладал координационный совет. «Безусловно, нужно убрать такой орган, как координационный совет. Но нельзя оставить МТСБУ полностью без контроля, его лучше возложить на Нацкомфинуслуг», – предлагает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. «Государство, которое обязано стоять на страже интересов миллионов потребителей и сотен тысяч пострадавших, должно быть уверено, что отчисления в фонды рассчитываются верно и размещаются безопасно, регламентные выплаты пострадавшим производятся в полном объеме и в предусмотренный срок, страховые платежи не завышаются компаниями, и остальные правила игры на рынке ОСАГО остаются четкими и прозрачными», – резюмирует Черняховский. |