Факторы начали скупать долги продавцов "автогражданки"

Факторинговая компания «Маркс.Капитал» начала скупать долги действующих продавцов «автогражданки». «Мы покупаем долги пяти или шести работающих на рынке ОСАГО страховых компаний», — сообщили «Капиталу» в пресс-службе компании «Маркс.Капитал», отказавшись назвать страховщиков. Среди компаний, просроченные обязательства которых были выкуплены факторами, по словам участников рынка, есть и такие крупные игроки, как «Оранта» и «ТАС».

Сами страховщики эту информацию отрицают. «Нам об этом ничего не известно. Мы сами выплачиваем долги прошлых лет, превалирующая часть которых уже погашена, так что проблем в данном направлении у нас нет», — сообщили в пресс-службе компании «Оранта». В Нацкомфинуслуг также отмечают, что страховые компании стали в последнее время быстрее выплачивать по «автогражданке». «Та же „Оранта“, например, активно погашает свою задолженность по полисам ОСАГО, сократив ее, по сравнению с прошлым годом, вдвое», — отмечает член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.

Большой дисконт

По словам члена комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, платить быстрее продавцов ОСАГО заставляют новые требования Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), введенные на рынке ОСАГО весной этого года. Новый подход базируется на том, что чем дольше страховщик затягивает с выплатами — тем больше денег в дополнительный гарантийный фонд МТСБУ ему придется внести. В итоге, по данным бюро, количество жалоб на затягивание с выплатами по «автогражданке» за 8 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го сократилось с 2,7 до 1,9 тысяч.

Но чтобы соответствовать новым требованиям страховщики идут на хитрость. По словам Вячеслава Черняховского, многие компании выплачивают всего 50% страховой суммы, ставя потерпевшего в ДТП перед выбором — либо он забирает половину выплаты сразу, либо добивается полной компенсации через суд. «В этом году такая практика стала тенденцией на рынке ОСАГО и затронула, по моим оценкам, 80-90% продавцов ОСАГО», — говорит председатель набсовета компании «Саламандра Украина» Юрий Явтушенко.

Это позволило факторам начать бизнес на долгах действующих страховщиков. «Мы выплачиваем 70% от страховой суммы», — сообщили в пресс-службе «Маркс.Капитал» . Неудивительно, что потерпевшие пошли к факторам, ведь 70% явно больше 50%. По словам страхового омбудсмена Юрия Чунихина, выплата страховыми компаниями половины страховой суммы нарушает права потребителей страховых услуг и подрывает доверие к государству, ведь ОСАГО — обязательный вид защиты.

Бизнес на жадности

«То, что факторы скупают долги страховых компаний отчасти правильно — это не позволяет страховщикам экономить на потерпевших, — считает Вячеслав Черняховский.

По его словам, такая практика существует во всем мире. «В той же России „автомобильные“ юристы скупают долги по ОСАГО, а потом заставляют страховщиков платить 130-150% от суммы задолженности, с учетом пени и штрафов за нарушение прав потребителей. Целый бизнес построили на этом», — рассказывает Черняховский.

В Украине пока что такая практика не развита, хотя «Маркс.Капитал» известен на страховом рынке давно, как скупщик долгов обанкротившихся компаний. Среди его клиентов — потерпевшие по полисам «Украинской экологической страховой компании», «Лафорта», «Интертрансполиса» и многих других. Долги банкротов «Маркс.Капитал» покупал за 30-40% в надежде получить из гарантийных фондов МТСБУ 100% суммы.

Пока что бюро выплатило факторам около 150 тыс грн по 8 судебным искам или 10% от общей суммы претензий ( 1,5 млн грн). Всего по состоянию на 26 октября 2015 года «Маркс. Капитал» предъявил к МТСБУ в хозяйственный суд Киева 26 исков.

Бюро не может

Если процесс получения выплат из фондов МТСБУ у факторов наладится, то, по мнению ряда экспертов, это может привести к созданию механизма, позволяющего страховщикам открывать аффилированные факторинговые компании, которые будут выплачивать потерпевшим, к примеру, всего 30% по ОСАГО, а требовать у бюро возмещения 130%.

Правильным решением «факторингового» вопроса, по мнению гендиректора МТСБУ Владимира Шевченко, стало бы незамедлительное внесение изменений в закон об «автогражданке», которые позволили бы выплачивать компенсацию потерпевшим из фондов бюро с момента потери членства в МТСБУ или лишения лицензии, а не после ликвидации банкрота.

«В таком случае у потерпевшего не возникнет необходимость продавать свой долг факторам, так как он сможет получить его напрямую в полном объеме в МТСБУ», — утверждает Владимир Шевченко. О таких изменениях ведутся разговоры уже не первый год, но в ближайшее время рассчитывать на выплаты из гарантийных фондов бюро могут только кредиторы ликвидированной в октябре компании «Лафорт».

Татьяна Терехова: Капитал