К обеспечению малых и средних сельхозпроизводителей кредитами привлекаются местные бюджеты

Сельхозпроизводители постоянно ощущают острую нехватку оборотных средств и ограниченные возможности для кредитования. Такие заявления звучат и теперь, когда проходят осенние полевые работы. По масштабам они мало уступают весенним, и поэтому нуждаются в немалых капиталовложениях.

Больше всего проблема доступа к финансовым ресурсам допекает малых и средних сельхозпроизводителей. В отличие от крупных сельхозпредприятий они не имеют возможности предложить кредиторам достаточного залогового имущества, да и стоимость кредитных денег препятствует. По этой причине их в большинстве обделяют вниманием коммерческие банки, которым, безусловно, выгоднее кредитовать крупные агропредприятия.

Однако выход из такой непростой ситуации найти можно. Для этого стоит привлечь возможности местных бюджетов и направить их на возмещение части процентных ставок коммерческих агрокредитов. И такая практика уже начала применяться в нескольких областях.

Как осуществляется эта работа на местах, и какие у нее перспективы? Этому посвящалось исследование, которое в течение апреля-мая текущего года проводил Институт бюджета и социально-экономических исследований по заказу Проекта USAID «АгроИнвест». Недавно его результаты были обнародованы. Подробно познакомить с ними взялась Наталия ЛИЩИТОВИЧ, руководитель направления «Стимулирование доступа аграриев к финансированию».

- О каких сельхозкредитах идет речь в исследовании и кого они касаются?

- Речь идет о поддержке коммерческого кредитования малых и средних сельхозпроизводителей, которое предоставляется финансовыми организациями – банками, кредитными союзами.

Собственно, предусматривается, что поддержку предоставляют местные бюджеты. Они превращаются в активного третьего участника процесса, ведь берут на себя возмещение части процентных ставок, то есть части стоимости кредитования. Тем самым местные бюджеты поощряют малых и средних сельхозпредпринимателей кредитоваться, помогают им вовремя и в полном объеме возвращать взятые займы, а также – и это главное – обеспечивают значительное, в разы, увеличение объемов агрокредитования мелких сельхозпроизводителей, которые пока практически лишены какого-либо финансирования.

Такой подход дорогого стоит. Во-первых, он абсолютно рыночный, поскольку касается коммерческого финансирования. Во-вторых, он стимулирует ускоренное развитие малых и средних хозяйств. К тому же он формирует особое доверие финансовых учреждений к заемщикам, а у последних усиливает веру в то, что в любой момент при возникновении потребности в деньгах они могут воспользоваться возможностями банков и кредитных союзов.

- В каких областях проводилось исследование, и почему внимание было приковано именно к ним?

- Исследование проводилось в трех областях. Они были выбраны на основе статистических данных относительно объемов и содержания поддержки малых и средних сельхозпроизводителей. Оказалось, что активнее всего в этом направлении действуют Львовская и Волынская области. Кроме того, в Ровенской области также стремятся оказывать финансовую помощь малым и средним сельхозпроизводителям.

- Какой была цель исследования?

- Главная цель заключалась в том, чтобы выяснить, как должна быть организована действенная поддержка малых и средних сельхозпроизводителей за счет местных бюджетов, на что она сейчас направлена, какова ее эффективность и как ее можно улучшить. Нам важно было об этом узнать, чтобы затем обобщить и проанализировать полученный материал, обработать накопленный опыт и предложить другим областям в виде примерного набора процедур, подходов, документации, методов мониторинга и анализа эффективности и пр. Сейчас особенно важно не только иметь определенные достижения в той или иной сфере, но и максимально их распространять, причем, в виде готовых к использованию модулей и пакетов. Лишь тогда они обеспечат многократный экономический эффект и помогут стране как можно скорее выйти из затяжного экономического кризиса.

- Почему исследование распространялось лишь на малых и средних сельхозпроизводителей?

- Главным образом потому, что перед крупными сельхозпредприятиями преимущественно вопрос о потребности в такой поддержке сейчас не возникает. Они имеют достаточные источники финансирования и активно ими пользуются. Поэтому они преимущественно не полагаются на помощь со стороны местных бюджетов или от государства. И это направление, учитывая указанную специфику, не является фокусом работы нашего Проекта.

Взамен мы уделяем большое внимание развитию малого и среднего сельхозпредпринимательства. Это обусловлено сразу несколькими весомыми причинами. Одна из них – экономический кризис. Из-за него финансовый сектор потерял немало свободных денег, которые мог бы направить на развитие малого и среднего агробизнеса.

Другая причина нашего повышенного внимания к малым и средним сельхозпроизводителям обусловлена тем, что они производят значительную долю продукции в определенных секторах агропроизводства: более 70% молока, более 80% овощной продукции, более 90% картофеля. Ну, и нельзя не сказать, что именно мелкое предпринимательство является основой существования сельских общин, всей инфраструктуры на селе, залогом и источником ее развития.

Вместе с тем, именно эта категория сельхозпроизводителей полностью лишена какого-либо внешнего финансирования. Поэтому мы решили узнать, как о них заботятся на местном уровне, и приложить усилия к усовершенствованию и распространению этого опыта, ведь, как уже было сказано, именно малый и средний агробизнес существенно влияет на социально-экономическое развитие сельских территорий, где он работает.

- Полагаю, актуальность этого исследования особенно возрастает в контексте возможного создания фермерских хозяйств семейного типа? Специалисты уверяют, что это может произойти уже в ближайшее время.

- Мы считаем, что наша программа поддержки малых и средних сельхозпроизводителей за счет местных бюджетов имеет критически важное значение для развития, в том числе, и семейных фермерских хозяйств. Ведь доступ к финансированию сейчас сдерживается двумя главными факторами. Первый из них – нынче не к кому обратиться за деньгами, а второй – если вы уже нашли, к кому обратиться, то сплошь и рядом бывает так, что стоимость такого финансирования остается слишком большой и поэтому экономически невыгодной. А такая программа позволит той же семейной ферме успешно начать или развить собственное производство в достаточно сжатый срок.

- Насколько успешно реализуется такая программа льготного сельхозкредитования в исследованных регионах?

- Сразу уточню – то, о чем мы сейчас говорим, не считается льготным кредитованием. Программы финансовой поддержки делятся на несколько категорий, но из всех особенно выделяются две. Одна касается непосредственного финансирования малых и средних хозяйств, то есть предоставления средств на осуществление тех или иных операций, а вторая – стимулирования их финансирования коммерческими финансовыми организациями.

Мы считаем, что наиболее рыночным является механизм второго типа. Он позволяет развиваться предприятиям и одновременно значительно увеличивает потенциальное количество его пользователей, а значит и объемы финансирования, которое они могут получить.

К примеру: если местный бюджет выделит на развитие нескольких хозяйств, скажем, 100 тыс. гривен, то он удовлетворит лишь их финансовый голод. Ведь остальные хозяйства, которые также крайне нуждаются в кредитной поддержке, от этого не будут иметь никакой пользы. А если эти же 100 тыс. гривен направить на возмещение части процентных ставок, то к кредитованию можно привлечь намного больше малых и средних сельхозпроизводителей. Вместе они возьмут в банках или кредитных союзах намного больше кредитов, и это будет также выгодно и тем, кто их предоставляет, и тем, кто их получает.

- Чем государство может помочь регионам удачно реализовать программу поддержки сельхозкредитования с привлечением местных бюджетных ресурсов?

- Мы должны понимать, что ныне у государства очень ограничены возможности. Поэтому не стоит уж слишком полагаться на его поддержку.

Именно поэтому мы привлекли внимание к местным бюджетам. В их пользу говорит и официальная статистика. Согласно ей, с начал 2015 года доходы местных бюджетов увеличились на 40 млрд. гривен. А это деньги, которые могут направляться на поддержку тех отраслей местной экономики, которые уже в ближайшее время способны обеспечить положительные экономические сдвиги. А кто же лучше знает, какой вектор развития сельского хозяйства нужно избрать тому или иному региону? Конечно, местная администрация.

Сельское хозяйство относится к таким перспективным отраслям. Его динамическое развитие, которое наблюдается в течение нескольких последних лет, доказывает это. Поэтому малые и средние хозяйства, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции, вправе рассчитывать на финансовую поддержку на местном уровне, а местная власть должна владеть совершенными финансовыми инструментами оказания такой поддержки – эффективными и прозрачными.

- Исследование дало возможность «АгроИнвесту» обобщить и проанализировать текущую ситуацию, которая складывается в сельхозкредитовании. Как вы в дальнейшем воспользуетесь полученным материалом?

- С помощью нашего партнера – Института бюджета и социально-экономических исследований – мы уже разработали образцовый пакет документации, процедур, рекомендаций, индикаторов и показателей эффективности выполнения программы сельхозкредитования с привлечением местных бюджетов. Теперь его можно внедрять в любой области, адаптируя под местные особенности и избранные направления стимуляции агроразвития.

Что еще осталось сделать? В некоторых пилотных областях уже в сентябре-октябре этого годы мы познакомим местные администрации с наилучшими практиками возмещения части процентных ставок коммерческого агрокредитования и предложим разработанные нами модули и пакеты.

- Почему бы опыт коммерческого сельхозкредитования с использованием средств местных бюджетов не распространить на все украинские регионы?

- Так оно в дальнейшем и должно быть. Пилотные области выбираются для того, чтобы в них в значительной степени усовершенствовать существующие программы или начать ускоренное их внедрение. Однако на все нужно иметь достаточные ресурсы. Сейчас они весьма ограничены. Именно поэтому направление деятельности, о котором мы говорим, требует надлежащей поддержки как со стороны государства, так и от местных органов власти.

В рамках Проекта «АгроИнвест» мы такую работу развернем в четырех регионах. На сегодня известно, что среди них будут Львовская, Волынская и Херсонская области. Четвертый участник пилотной программы еще определяется.

Максим Назаренко: Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам