Транспортный налог «привяжут» к автогражданке

Минфин может обязать страховые компании взимать с автомобилистов транспортный налог при продаже полисов ОСАГО. Проконтролировать каждого агента страховщики не способны, поэтому не могут гарантировать перечисление государству собранных налогов в полном объеме. Накопленные налоги будут «теряться» и в момент банкротства страховщиков.

Удар налогом по автомобилистам

Министерство финансов может сделать страховые компании налоговыми агентами по уплате транспортного налога – такая идея обсуждается в рамках подготовки проекта налоговой реформы. «Сейчас налог платят только владельцы автомобилей с объемом двигателя свыше 3 л: налоговые органы самостоятельно выписывают квитанцию на оплату и присылают владельцам по почте. Мы думали, что можно в «автогражданку» добавить этот налог, чтобы они платили вместе с приобретением этой страховки», – заявила заместитель министра финансов Елена Макеева.

В пресс-службе Минфина пояснили, что это один из многих вариантов, которые рассматриваются в рамках подготовки налоговой реформы. Альтернативные варианты в министерстве не уточнили. Как сообщил источник на финансовом рынке, ведомство также предлагало другую идею: обязать страховщиков проверять наличие квитанции об оплате транспортного налога при продаже автомобилистам ОСАГО – обязательного вида страхования.

Министерство финансов предлагает распространить транспортный налог на все автомобили и мотоциклы со сроком эксплуатации не более пяти лет. Повышенная ставка (вероятно, 25 тыс. грн) будет касаться автомобилей сегментов премиум и люкс, средняя рыночная стоимость которых превышает 1 млн грн. Остальные автовладельцы будут платить в среднем 800 грн в год.

Рисковое дело

Страховщики выступают против инициативы. «Нам очень приятно, что государство так высоко оценивает профессионализм работы страхового рынка, что готово доверить нам администрирование транспортного налога. Но сначала необходимо изменить законодательство, повысив гарантии защиты клиентов по договорам ОСАГО, чтобы клиенты доверяли страховщикам. А еще сделать прозрачными финансовые отношения между страховым агентом и страховщиком через введение электронного полиса. До принятия этих решений мы просто не сможем взять на себя ответственность за реализацию этого налогового нововведения», – считает генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Владимир Шевченко.

Особенно сложно придется страховым компаниям, которые делают ставку на агентские сети. «Агенты платежи за страховку не доносят, а тут – налоги», – предупреждает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. А в свете участившихся банкротств на страховом рынке возникает вопрос, как СК-банкроты будут перечислять в бюджет клиентские налоги. «Вероятность покупки «левого» бланка полиса за 300-400 грн существенно возрастет. И не будет ни налога, ни страховых платежей», – сетует Вячеслав Черняховский. По данным МТСБУ, из 58 компаний – членов бюро, по состоянию на 30 июня, семь страховых компаний получили удовлетворительные оценки работы, а еще у двух есть задолженность перед фондами бюро.

Не поддерживают страховщики и альтернативный вариант – проверку наличия оплаченной налоговой квитанции. «Клиенты будут договариваться с агентами о наличии квитанции даже в том случае, если платежки не будет. Проконтролировать каждого агента невозможно, особенно страховым компаниям, у которых большие агентские сети. Более того, как бы идеально ни была построена сеть, сбои бывают у всех», – говорит глава правления «Княжа» Дмитрий Грицута.

Руденко Виктория: FinClub