Кто прорвет страховую блокаду |
Уже несколько лет страховой рынок ждет принятия новой редакции закона "О страховании". Меняются составы Верховной рады, приходят и уходят главы Нацкомфинуслуг, иностранные инвесторы, устав ожидать каких-либо позитивных изменений. Каждый новый состав парламента и каждый новый назначенец в Нацкомфинуслуг пытается использовать законопроект для давления на участников рынка. В предыдущем составе Верховной рады ответственным за страховой рынок был "регионал" Андрей Пинчук. Пытаясь подчинить себе страховщиков, он "грозил" им созданием обязательной СРО и госкомпании, которая в перспективе могла получить большие преимущества в работе, особенно в сегменте обязательных видов страхования. Сейчас отрасль находится под покровительством Радикальной партии Олега Ляшко. Главным по страхованию стал Сергей Рыбалка - глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. Две новые редакции закона "О страховании" были зарегистрированы в Верховной Раде еще в начале 2015 года. За основу был взят текст, который готовили ко второму чтению в 2013 году. Депутат Антон Яценко добавил обязательную оценку стоимости активов страховщиков институтами оценщиков. "В тексте сохранилась норма о саморегулируемой организации, против которой выступал рынок. В Украине более 400 страховых компаний имеют лицензию на страхование, причем не более ста занимаются реальным страхованием. Неурегулированным остался и вопрос передачи страхового портфеля. Чтобы ускорить процесс, можно принять проект в первом чтении, а при подготовке ко второму - внести изменения", - говорит глава комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. 19 мая профильный парламентский комитет рекомендовал депутатам поддержать проект в первом чтении, однако в повестку дня его не включили. Дело в том, что рекомендованный к принятию законопроект №1797-1, зарегистрированный 6 февраля, является альтернативным. Основной документ - законопроект №1797, поданный Антоном Яценко, - автор отозвал. В регламенте работы Верховной Рады не уточняется, как депутатам действовать в такой ситуации, и может ли альтернативный проект включаться в повестку дня без основного. Решать этот вопрос никто не собирается. Впрочем, даже если депутаты проголосуют за законопроект в первом чтении, вероятность того, что он затеряется в архивах парламента, очень велика. Новую редакцию закона "О страховании" депутаты поддержали в мае 2012 года, но на второе чтение он так и не попал. Проекты законов, касающиеся страхового сектора, никогда не были первоочередными, поэтому всегда находились более важные документы, требующие рассмотрения. Ко второму чтению документ подготовили лишь в январе 2014 года, но революция и смена власти отложили страховые проблемы в дальний ящик. По словам источника в Нацкомфинуслуг, чтобы не тормозить развитие рынка, регулятор готов внедрять нормы из нового закона в виде нормативно-правовых актов. Ведь отсутствие закона вредит и рынку, и государству, и украинцам. Если новая редакция закона будет принята, государство получит в лице страхового рынка партнера, который окажет стране существенную поддержку. Такое сотрудничество позволит сократить расходы бюджета на медицину и пенсионное обеспечение. Страховщики возьмут на себя медицинские расходы, а за счет накопительного страхования украинцы смогут получить прибавку в пенсии. Это позволит государству постепенно сокращать гарантированный государством размер пенсий. Защитит документ и страхователей - рядовых украинцев. Будет усовершенствована система мониторинга деятельности страховщиков, усилен контроль над соблюдением страховыми компаниями требований по обеспечению платежеспособности, заработает пруденциальный надзор. Более того, появятся инвестиционные страховые продукты. Помимо основной страховой защиты, клиенты получат возможность вкладывать часть накапливаемой суммы в доходные инвестиционные инструменты. Однако вместо реформ депутаты бросили все силы на получение контроля над финансовыми потоками Моторного (транспортного) страхового бюро. Цена вопроса - 800 млн грн, которые страховщики уже уплатили в резервные фонды. Эта сумма будет только расти вместе с интересом неугомонных депутатов. Сначала координационный совет бюро в лице представителей от Верховной рады Сергея Рыбалки и Сергея Билого попытался отстранить избранного страховщиками гендиректора бюро Владимира Шевченко. Страховщики отозвали из совета своих представителей, лишив его возможности принимать решения, после чего депутаты стали действовать на законодательном уровне. Было зарегистрировано два законопроекта, которые вносят изменения в работу в сегменте ОСАГО и устраняют от управления бюро страховщиков. В июне Олег Ляшко, Сергей Рыбалка, Андрей Лозовой, Алексей Кириченко, Артем Витко из Радикальной партии, Сергей Трегубенко из БПП и Георгий Логвинский из "Народного фронта" предложили лишить полномочий президиум бюро и снизить количество голосов участников рынка в координационном совете. К тому же, депутаты предложили привязать отчисления в фонды бюро к текущему курсу валюты - сейчас компании платят по курсу на ноябрь 2012 года. Хотя страховщики не раз обосновывали абсурдность привязки взносов к курсу валют. Все эти ноу-хау законодатели попытались замаскировать под социально важные нововведения. Например, они предложили оплачивать лечение виновников ДТП и делать авансовые выплаты на экстренную медицинскую помощь пострадавшим напрямую на счет медицинских учреждений. Однако на этом депутаты не остановились. В июле судьбой автомобилистов обеспокоились Михаил Довбенко и Анатолий Матвиенко из БПП. Они предложили увеличить размер страховой суммы за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП, до 1 млн грн, а за вред имуществу - до 0,5 млн грн. Сейчас эти лимиты составляют 100 тыс грн и 50 тыс грн соответственно. Правда, без усиления контроля над работой бюро опять не обошлось. При координационном совете предлагается создать исполнительный комитет из девяти страховщиков - членов бюро и одного представителя регулятора. При этом координационный совет будет расширен до 19 членов. Не добавляет оптимизма и то, что желания заниматься страховым рынком нет ни у правительства, ни у президента. Это показал 2014 год, когда в профильном регуляторе воцарилось двоевластие, переросшее в анархию. После конституционных изменений контроль над Нацкомфинуслуг перешел от Кабмина к президенту. В результате, назначение Кабмином главой регулятора сначала Максима Полякова, а потом Андрея Волкова вызывало вопросы. Более того, никто из представителей власти не захотел вмешиваться в конфликт между двумя руководителями комиссии, поэтому Волков так и не был допущен на свое рабочее место. На протяжении более чем полугода комиссию возглавлял временно исполняющий обязанности Поляков. Новый состав Нацкомфинуслуг был назначен лишь в январе 2015 года, причем в руководстве до сих пор остаются вакантными несколько мест. Не внесла ясности и принятая "Комплексная программа развития финансового сектора" до 2020 года. С одной стороны, предлагается ликвидировать Нацкомфинуслуг и разделить ее полномочия между НБУ и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Контроль над страховым сектором должен перейти к банковскому регулятору, однако у НБУ сейчас столько своих проблем, что представить, как он будет справляться с абсолютному новым для себя направлением, довольно сложно. К тому же, глава Нацбанка Валерия Гонтарева неоднократно отмечала, что не горит желанием брать на себя контроль над страховщиками, но если такое указание поступит сверху, оно будет выполнено. Сложно представить, как при таком "оптимизме" новый регулятор будет развивать рынок. Галина Третьякова: Экономическая правда |