Страховой случай в зоне АТО и шансы получить за него возмещение

После вторжения Российской Федерации на территорию Донецкой и Луганской областей в данных регионах критически возросло количество событий, которые наносят вред не только здоровью или жизни людей, но и имуществу как граждан, так и предприятий. Например, угоны автомобилей с угрозой применения оружия, разграбление магазинов и складов, физическое разрушение объектов недвижимости.

Покрываются ли данные виды ущерба страховыми компаниями? Ключевой момент, на который стоит обратить внимание — когда заключался договор страхования. Условно говоря, "рубиконом" является 15-25 марта 2014 года. Если договор заключен до этой даты, то шансы страхователя получить возмещения гораздо выше по сравнению с договорами, заключенными после этой даты.

До 25 марта 2014 года в договорах страхования, заключенным в Украине, не существовало понятий "АТО" и "Зона проведения АТО". Поэтому ущерб, причиненный по таким договорам, который связан с грабежами, кражами со взломом и разбоями по отношению к застрахованному имуществу, должен компенсироваться СК (по аналогии с угонами автомобилей, которых на тот момент было очень много, или разграблением магазинов техники и складов готовой продукции).

Стоит сразу обратить внимание на два момента: во-первых, при обращении в СК за возмещением убытка в обязательном порядке необходимо подать справку от компетентного органа, подтверждающую данный ущерб; во-вторых, нужно предъявить СК доказательства наступления страхового события (поскольку у СК может отсутствовать возможность физически выехать на место страхового события).

Возражения СК по поводу отсутствия возможности осмотреть место события, указания АТО как причины страховых событий, обращения в компетентные органы не по месту нанесения ущерба — не являются достаточной аргументацией. В первом случае (возможность осмотра) — это право СК, а не обязанность страхователя; во втором случае (АТО как причина ущерба) — нет условий договора/правил страхования согласно которым АТО является основанием для отказа в выплате страхового возмещения; в третьем (обращение в РУВД не по месту нанесения ущерба) — также не аргумент для СК, поскольку компетентные органы в нашей стране являются единой структурой и имеют равные полномочия, независимо от их территориального расположения.

Конечно, ущерб, нанесенный в ходе непосредственных боевых действий (разрушение имущества в результате взрыва или прямого попадания артиллерийского снаряда, мины и т.д.) по классическим договорам страхования имущества, заключенным даже до 25 марта 2014 года, не подлежит возмещению СК. В нашей практике были страхователи, которые пытались квалифицировать ущерб, причиненный попаданием мины, как повреждения от попадания "тупого тяжелого предмета". Но с нашей точки зрения это не имеет перспектив для формирования достаточной доказательной базы в судебных органах (маловероятно, чтобы СК согласилась добровольно платить по данным событиям), и откровенно похоже на страховое мошенничество, что не приемлемо ни при каких обстоятельствах.

Также стоит обратить внимание на еще один важный момент. Подавляющее большинство застрахованного имущества перестраховано, прежде всего на западных рынках. При этом у перестраховщиков существует понятие "State officials", т.е. упоминание в СМИ и на пресс-конференциях первыми лицами нашей страны (речь идет исключительно о президенте, главе парламента и премьер-министре) таких понятий как "терроризм" и "война". Для перестраховщиков это является достаточным основаниям для отказа в выплате возмещения. Таким образом, у наших локальных СК могут возникнуть финансовые трудности при выплате подобных возмещений — согласно договору страхования они обязаны возместить ущерб пострадавшим страхователям, а перестраховщик им не заплатит свою часть убытка. В приватных беседах менеджмент многих СК говорит о том, что, руководствуясь внутренним решением, они сформировали определенные внутренние резервы "под АТО" (около 20-25 млн грн), но данных сумм катастрофически мало для выплат таким пострадавшим.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: у страхователя есть большой шанс получить страховое возмещения по убыткам в зоне проведения АТО, если:

договора страхования имущества заключены до 15-25 марта 2014 года;
ущерб причинен не прямыми военными действиями, а вызван классическими страховыми рисками: вода, огонь, противоправные действия третьих лиц;
в наличии имеются обращения в компетентные органы.

По имущественным договорам, заключенным после 25 марта, СК стали делать оговорку о том, что риски в зоне проведения АТО либо не покрываются, либо вообще не принимаются на страхование. Так что ущерб по подобным договорам вполне законно не будет компенсироваться СК. Для того, чтобы покрыть риски проведения хозяйственной деятельности в зоне АТО, сегодня нужно покупать исключительно страховку от политических и военных рисков, которая стоит на порядок дороже классического имущественного полиса.

По материалам: "Дело"