Темные стороны дешевого ОСАГО

Как вы выбираете, где купить ОСАГО? Есть люди, которые смотрят на именитость компании, есть люди, которых интересует, насколько исправно компания совершает выплаты. Тем не менее, немалое количество клиентов выбирают партнера ОСАГО исключительно "по цене", мол, "если не выплатит моя страховая — выплатит МТСБУ" или, что еще обиднее, "какая разница, кто как будет выплачивать, ведь это проблемы пострадавшего, а не мои личные".

С юридической стороны это так, но ни с моральной точки зрения, ни если предположить, что на месте пострадавшего окажитесь вы, а виновник выбирал страховую "подешевле", все окажется не так просто.

В последнее время Моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ) пытается выровнять рынок цен на ОСАГО. Санкции для СК за необоснованные скидки — от штрафа до лишения лицензии. Тем не менее, до сих пор встречаются игроки рынка, которые реализуют полисы с 60% дисконтом, что есть прямым нарушением законодательства.

Надо понимать, что для страховщиков, которые исправно платят по своим обязательствам, данный вид страховки чаще убыточен. Даже в случае, если они реализуют полисы ОСАГО вовсе без скидок. А если предлагаются огромные скидки на убыточный продукт — стоит задуматься, почему.

Имеет место вариант, когда надежному, настроенному на долгосрочное сотрудничество страховщику необходимо срочно закачать деньги. Скидки на ОСАГО — это самый простой и быстрый метод. Такой страховщик будет выплачивать возмещение, несмотря на свое отрицательное сальдо. Но все же это редкое исключения. Чаще всего демпинг в ОСАГО — это финишная прямая к банкротству, своего рода "дефибриллятор" для страховщика, который спасает очень редко.

В результате процесс получение возмещения от МТСБУ может затянуться на очень длительный период. Только объявления страховой компании банкротом может растянуться до 3-х лет. А пока она таковой не объявлена, то и МТСБУ не несет никакой ответственности. К кому пойдет пострадавший с претензиями, что он должен ждать 3 года возмещения ущерба, который вы ему нанесли? Скорее всего, к вам же, как к виновнику ДТП. Конечно, ему это ничего не даст. Юридически вы не ответственны и можете отправить этого пострадавшего очень далеко. Но стоит ли это экономии в 100-200 грн при покупке полиса ОСАГО? Вопрос индивидуальный.

Следует также отметить, что стандартные лимиты ответственности ОСАГО в 50 тыс. грн за ущерб имуществу и 100 тыс. грн жизни здоровью были введены еще в далеком 2010-м году. На мой взгляд, данные лимиты устарели, 50 тыс. грн — это чуть больше 2 тыс. евро. Для некоторых марок автомобилей за такие деньги и бампер не поменяешь. Страхователь должен понимать, что вся сумма ущерба пострадавшего, превышающая этот лимит в 50 тыс. грн ложится на его личный кошелек.

Пока законодатель не пришел к тому, что данные лимиты необходимо пересмотреть, я бы советовал покупать договоры добровольного страхования гражданской ответственности. Простыми словами, это договор об увеличении лимита ответственности ОСАГО. Его стоимость незначительна по сравнению с тем же полисом ОСАГО, но этот договор работает. В нынешних условиях это скорее необходимость.

Существуют еще разные бонусы в виде бесплатного вызова эвакуатора, подвоза бензина и других дополнительных опций. Такие бонусы могут быть вызваны вышеупомянутой необходимостью срочной закачки денег. Чаще всего подобными приемами пользуются именно надежные СК. Они не хотят нарушать законодательство путем предоставления запрещенных скидок, а делают выбор в пользу предоставления дополнительных бонусов. Подобные бонусы периодически вводятся в обиход в том числе и самыми надежными западными брендами, так что это нормальная ситуация и негативных сигналов в этом нет.

Не первый год в Украине говорят о прямом урегулировании по ОСАГО. С моей точки зрения, это очень хорошая идея. Смысл ее в том, что пострадавший обращается в свою страховую компанию непосредственно, а не в страховую компанию виновника ДТП. При таком раскладе страхователь будет заинтересован в том, чтоб его компания была платежеспособной с качественным урегулированием убытков, так как ему же получать деньги в случае наступления страхового события. Осталось только внедрить эту систему…

Юрий Островский, старший специалист отдела автотранспортного страхования, партнер страхового брокера BritMark

Источник: Дело.UA