Несчастье помогло: девальвация позволила страховщикам увеличить объемы привлекаемых премий |
Кризис в экономике положительно сказался на страховщиках: по итогам I квартала они привлекли на 15% больше премий, чем годом ранее. При этом многие крупные компании росли намного быстрее. Они объясняют такую тенденцию ростом стоимости страховых услуг из-за девальвации, а также перераспределением рынка вследствие сокращения количества участников. Премиальный сегмент Кризис на страховом рынке завершился. В I квартале 2015-го страховщики привлекли 6,09 млрд грн премий, что на 15,7% больше, чем в начале минувшего года, говорится в исследовании отраслевого журнала Insurance Top. В рисковом страховании (объем премий – 5,6 млрд грн) лидером стала «Уника» – 307,6 млн грн (+60,1%). На втором месте – «АХА Страхование» (213,1 млн грн, +44,3%). Замыкает тройку лидеров «Кремень», чьи сборы снизились на 12,7%, до 203,9 млн грн. Примечательно, что в I квартале 2014 года «Уника» благодаря развитию своей франчайзинговой сети также обгоняла по премиям компанию «АХА Страхование», но уже к концу года уступила позиции французскому страховщику. И хотя рынок вырос всего на 15%, ряд страховщиков из топ-10 увеличивали портфели намного быстрее. «PZU Украина» собрала на 85% больше премий, СГ «ТАС» – на 37%, «Провидна» – на 31%. Но рост премий не означает расширение клиентской базы, наоборот, желающих застраховаться стало меньше. «Количество клиентов – как физических, так и юридических лиц – незначительно уменьшилось. Это объективно связано с экономическим спадом в стране. Однако девальвация гривны повлияла на все виды страхования. Наибольший рост отмечается в страховании КАСКО и “Зеленой карте”», – говорит председатель правления СК «ИНГО Украина» Игорь Гордиенко (+22,5%). Директор департамента прямых продаж компании «Арсенал Страхование» (+13,6%) Алексей Алексашин подсчитал, что девальвация обеспечила прирост премий КАСКО на 35%, по добровольному медицинскому страхованию – порядка 30%. Далеко не все участники рынка считают девальвацию основной причиной роста премий. «Доля видов страхования, зависящих от курса валют, в нашей компании не превышает 30%. Основная часть продаж росла с хорошей динамикой за счет увеличения количества новых договоров и профиля договора. Но есть и такие виды, например, КАСКО, продажи которого существенно сократились в количестве договоров, и это проседание поддержала девальвация. В «Зеленой карте» рост произошел не только благодаря курсовому изменению, но и за счет увеличения количества проданных полисов», – уверяет директор департамента продаж СК «PZU Украина» Василий Дужак. Некоторые компании продолжили укреплять позиции за счет конкурентов. «Украинская страховая группа» (+21,6%) трудоустроила ряд специалистов по ДМС, которые ушли из «Allianz Украина» после того, как СК приняла решение отказаться от этого вида страхования. Сокращение спроса физлиц заметно по доле в портфеле страховщиков. Если в январе-марте 2014 года от физлиц поступило 41,5% премий, то в январе-марте 2015-го – 36,4%. Поменялась и модель сотрудничества с розничными клиентами через посредников: если раньше благодаря банкам и торговым сетям продвигалось страхование залогов и жизни заемщиков, то теперь страховщики продают через банки-агенты другие продукты. Как рассказала FinMaidan одна из клиенток Креди Агриколь Банка, чтобы получить перевод, ей пришлось приобрести страховой полис «Уники». «Мне предлагали застраховать имущество, ответственность перед третьими лицами или приобрести страховку от несчастного случая», – сказала она. Жизнь теплится Смена лидера произошла и в сегменте страхования жизни. По итогам I квартала больше всего премий получила «Метлайф» – 84 млн грн (+15%). На второе место опустилась «Уника Жизнь» (70,4 млн грн, -35%). «Метлайф», как и лидер рискового страхования – «Уника», сделала ставку на работу агентов. Как рассказал один из вкладчиков Платинум Банка, при возвращении депозита менеджер предложил ему полис страхования «Метлайф». Страхование жизни, здоровья и работоспособности недорогое – 49 грн в год, но страховая сумма не превышает 30 тыс. грн, а покрытие ограничено постоянной нетрудоспособностью лица вследствие несчастного случая на транспорте или смертью. «Совместно со страховой компанией мы отобрали продукты, которые интересны нашим клиентам. Очевидно, что при возникновении новых запросов от клиентов, мы будем обязательно пересматривать продуктовую линейку», – рассказала начальник управления агентских продаж департамента продаж Платинум Банка Елена Колядич. Поскольку речь идет о добровольном страховании, банк не дает клиентам возможности слишком широкого выбора. «Мы предлагаем клиентам страхование жизни, которое включает в себя страхование от несчастного случая, страхование здоровья, критических заболеваний. Кроме того, предлагаем страхование имущества, защиту по безработице и даже сервис возврата утерянных вещей. Сейчас пилот проходит с четырьмя страховыми компаниями. По окончании пилота будут рассмотрены предложения от других страховых компаний и выбран тот продуктовый микс, который будет отвечать потребностям наших клиентов», – говорит Елена Колядич. Виктория Руденко: FinMaidan |