Страховщиков заставляют избавиться от «мусора» в резервах |
Регулятор страхового рынка с 1 сентября намерен ужесточить требования к качеству резервов страховщиков. «Результаты работы компаний за прошлый год и первый квартал 2015-го показали, что большая часть активов страховых компаний, включая резервы, некачественны», — сообщил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. К примеру, анализ размещения страховых резервов на банковских депозитных счетах показал, что в десятку самых популярных среди страховых компаний банков входят финучреждения, размер капитала которых составляет всего 1-1,5 млрд грн. «И в таких маленьких банках некоторые страховщики размещают свыше 0,3 млрд грн. Это же огромный риск», — говорит Александр Залетов. Еще больше подвержены рискам страховые резервы, размещенные в ценных бумагах украинских компаний. Речь идет, по словам гендиректора ассоциации «Страховой бизнес» Людмилы Белошицкой, о 50% всех резервов страховых компаний и 70% всех активов. «Осуществляя схемные операции, страховщики накопили огромные ресурсы в виде „мусорных“, не имеющих рыночной стоимости, ценных бумаг. Чтобы избавиться от них страховщикам понадобятся средства и время», — считает экс-член Нацкомфинуслуг Сергей Бирюк. Мусорный ветер Ни того, ни другого у страхового рынка пока нет. Планируется, что подготовленный Нацкомфинуслуг проект распоряжения «Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг Украины» будет принят уже 1 сентября 2015 года. Этот документ должен внести ряд существенных изменений в правила размещения страховых резервов. Например, регулятор хочет, чтобы в акции украинских эмитентов страховщики могли размещать не 30%, а всего 10% резервов. Зато в гособлигации Украины — не менее 25%. «Мы категорически против того, чтобы регулятор ставил нижнюю планку для резервов. Это незаконно, потому что является принуждением к выбору определенного финансового инструмента в размере, не менее 25%», — считает гендиректор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. Это мнение разделяет и председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. По его словам, после кризиса 1998 года регулятор, наоборот, даже ввел ограничение на объемы ОВГЗ в резервах страховщиков, так как тогда многие компании резко потеряли ликвидность из-за больших вложений в государственные ценные бумаги. «Поэтому предложенная норма о 25%-м обязательном объеме покупки гособлигаций не может быть принята, так как наше государство не несет ответственности за выполнение обязательств перед страховщиками, — уверяет Вячеслав Черняховский. Против рейтинга Страховщики также против ориентации на оценку рейтинговых агентств Украины при размещении резервов. Регулятор, к примеру, планирует обязать страховые компании делать вклады в банки, кредитный рейтинг которых по национальной рейтинговой шкале не ниже «А-». Сегодня рейтинговые оценки для этого не нужны. «Учитывая, что рейтинги банков уровня „uaA-“ имеет не так много банковских учреждений, то введение нового ограничения заставит страховщиков расторгать уже действующие договоры с банками, что негативно отразится не только на страховой, но и на банковской системе», — уверен Вячеслав Черняховский. По словам Людмилы Белошицкой, недавно украинское рейтинговое агентство присвоило рейтинг надежности страховщику, который второй год тянет с выплатами клиентам. «Кому поможет ориентация на такие оценки?», — недоумевает Белошицкая. По мнению Галины Третьяковой, если нельзя обойтись без рейтинговых агентств при размещении резервов, то нужно хотя бы ограничить количество «оценщиков» и повысить требования к ним. Не нравятся страховщикам и новые подходы к резервам, представленным в качестве премий по внутреннему перестрахованию. Если сегодня размер таких премий достигает 20%, то в новом документе они не должны будут превышать 3% в отношении каждого перестраховщика-резидента, который к тому же обязан быть с 10-летним опытом работы и иметь рейтинг надежности не ниже «uaA-». «При внутреннем перестраховании нельзя рассматривать рейтинговые агентства, как панацею», — уверена Галина Третьякова. Но можно понять и регулятора — перестрахование внутри страны является одним из самых «схемных» видов бизнеса, с помощью которого из экономики Украины ежегодно выводятся миллиарды гривен. Время покажет В целом, страховщики согласны с тем, что требования к резервированию нужно ужесточить. «Суть надзора заключается в том, чтобы рынок был платежеспособным», — напоминает президент ЛСОУ Александр Филонюк. Но они просят комиссию дать больше времени для улучшения качества резервов, приняв новое распоряжение не в сентябре 2015-го, а в январе 2016 года. «Это антикризисный план спасения рынка. Если его откладывать надолго, то никаких реформ может и не быть», — считает Александр Залетов. В свою очередь страховщики грозятся судебными исками к Нацкомфинуслуг, если их замечания к проекту распоряжения регулятор не учтет. Татьяна Терехова: Капитал |