Страх и ненависть в МТСБУ

На рынке страхования снова идет война за деньги и власть. Уже во второй раз после бегства «семьи» со скандалом решается вопрос управления страховых фондов МТСБУ. Последствие вынесенного из избы мусора уже видно: в очередной раз подмочена репутация страховщиков. Недоверие в отношении отечественного страхового рынка выросло как внутри страны, так и в европейском сообществе.

Украинский страховой рынок так же, как и потребители страховых услуг, ожидал, что с приходом новых людей в парламент и органы власти начнутся долгожданные реформы. В начале 2015 г. после длительного перерыва наконец-то начал работать регулятор – в Нацкомфинуслуг назначили новых членов правления. Тем не менее не это стало главным событием I квартала текущего года, а розгоревшийся скандал вокруг Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). «Новые» политические силы начали борьбу за управление средствами в страховых фондах Бюро.

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

История вокруг МТСБУ, по крайней мере, публичная ее часть, закрутилась в начале марта 2015-го. Координационный совет Моторного (транспортного) страхового бюро Украины 4 марта предпринял попытку уволить генерального директора Бюро Владимира Шевченко. И предложил назначить на его место одного из членов Координационного совета Сергея Билого, как временно исполняющего обязанности гендиректора. Основной причиной такого решения послужил арест депозитных счетов МТСБУ в ОТП Банке. Речь шла о невыполненных МТСБУ судебных решениях по девяти искам потерпевших в ДТП. Банк ограничил один из депозитных вкладов Бюро на сумму 261 тыс. грн. до момента получения от исполнительной службы уведомления о снятии ареста. Тогда руководство МТСБУ заявило, что еще 2 марта задолженность погасили, но исполнительная служба намеренно затянула процесс разблокировки счетов. Соответствующие документы «на руках» у МТСБУ были. Попытка отстранения провалилась.

Тем не менее вопросы к выполнению обязанностей дирекцией Бюро у Координационного совета остались. Однозначно, такое упущение со стороны дирекции МТСБУ не могло не заинтересовать надзорные органы. В тот же день совет инициировал проведение независимой аудиторской проверки деятельности дирекции за период с 17 ноября 2014-го по 4 марта 2015 г. Генеральному директору было поручено до 11 марта заключить договор с аудиторской компанией.

20 марта история повторилась – в этот раз более удачно. На очередном заседании пять из девяти членов Координационного совета проголосовали за отставку Владимира Шевченко. Это решение члены совета обосновали неудовлетворительно низким уровнем коммуникаций гендиректора Бюро с Координационным советом и Нацкомфинуслуг. «Нет нормального взаимодействия. Я встречался с гендиректором МТСБУ, чтобы наладить с ним связь и обсудить важные вопросы. Мы поговорили, он со всем согласился. Неделя прошла – и ничего», – заявил член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.

Шевченко также обвинили в отсутствии видимых признаков реформирования страхового рынка. В частности, по словам главы Координационного совета Сергея Рыбалки, за три месяца своей работы в Бюро так и не подняли вопрос возврата 260 млн. грн. страхового резервного фонда защиты пострадавших в ДТП. Эти деньги застряли на счетах обанкротившегося Брокбизнесбанка.
Членов Координационного совета зацепило и то, что дирекция МТСБУ вовремя не заключила договор с аудиторской компанией Deloitte о предоставлении услуг аудита трехмесячной работы Владимира Шевченко. По словам Сергея Билого, представители МТСБУ к моменту заседания совета никакой информации о выполнении этого поручения не предоставили. В пресс-службе Deloitte комментировать этот вопрос отказались, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако в распоряжении имеется переписка МТСБУ, Deloitte, Нацкомфинуслуг и Координационного совета в отношении данного вопроса. Так, 5 марта Нацкомфин­услуг направила в МТСБУ письмо, которым определяет именно компанию Deloitte как внешнего аудитора деятельности Бюро. К аудитору МТСБУ обратилось с просьбой о предоставлении услуг 10 марта, а на следующий день получило уведомление об отказе. В Deloitte, взвесив репутационные риски, согласились провести аудит деятельности только за 2014 финансовый год. А по вопросам проверки работы Бюро за три месяца посоветовали обратиться к Ревизионной комиссии МТСБУ. Уведомление о решении аудитора в Нацкомфинуслуг Бюро отправило 18 марта, а в Координационный совет – 19 марта (за день до проведения заседания).

Поздно вечером 20 марта президиум МТСБУ созвал внеочередное заседание и принял решение назначить отстраненного Владимира Шевченко исполняющим обязанности гендиректора Бюро. Чем продемонстрировали свое несогласие с решением Координационного совета. Это еще больше разозлило инициаторов отставки Шевченко. Сергей Рыбалка 23 марта созвал прессу и сообщил, что обратился в Генеральную прокуратуру Украины к Виктору Шокину с просьбой проверить законность решения президиума. «Назначить исполняющего обязанности гендиректора можно только действующего сотрудника МТСБУ. Чтобы оставить у руководства бюро своего человека, члены президиума заставили работников МТСБУ совершить подлог – они оформили приказ о его назначении на полставки на какую-то небольшую должность задним числом», – заявил С. Рыбалка.

Сергей Билый в свою очередь подал иск в Голосеевский районный суд Киева на МТСБУ. Как результат, суд запретил назначать Владимира Шевченко генеральным директором. Тем не менее 26 марта на общем собрании членов Бюро был избран новый состав президиума и ревизионной комиссии, после чего страховщики отозвали из состава Координационного совета своих представителей: УПСК, ИНГО Украина, Уника и QBE Украина, чем лишили совет кворума. Шевченко.

Из-за судебного запрета часть своих обязанностей В. Шевченко выполнять все же не мог. Поэтому президиум 27 марта перепоручил заместителю директора Николаю Лутаку осуществлять организационно-распорядительские и административно-хозяйственные функции гендиректора. Сам же Владимир Шевченко 30 марта отправился в отпуск. Как сообщили в пресс-службе МТСБУ, руководство Бюро подало заявление в Апелляционный суд, и 2 апреля состоялось судебное заседание, на котором решение суда об отстранении В. Шевченко было отменено. Правда, подробности судебного процесса и решения в МТСБУ официально комментировать отказались, сообщив лишь, что судебный вердикт имеет некоторые юридические тонкости, которые не раскрываются.

Собраться Координационному совету в ближайшее время все-таки не получится. Сейчас силы страховщиков направлены на то, чтобы устранить влияние народных депутатов на работу МТСБУ. Для этого им понадобится изменить систему корпоративного управления МТСБУ и на законодательном уровне ликвидировать Координационный совет. К слову, если Координационный
совет не собирается более 120 дней, то его полномочия переходят Нацкомфинуслуг.

Скандал на рынке страхования таки достиг «верхов». Комитет по вопросам организационной работы Верховной Рады 8 апреля после поручения главы парламента Владимира Гройсмана постановил что Сергей Рыбалка превысил полномочия при назначении представителей в органы управления Бюро. Напомним, текущий состав совета МТСБУ был сформирован 25 декабря прошлого года. Его возглавил народный депутат от фракции Радикальной партии Олега Ляшко Сергей Рыбалка. Позже он ввел в состав Координационного совета Сергея Билого (работал в Нацкомфинуслуг при ставленнике регионалов Борисе Визирове) и Александра Берназюка (ранее возглавлял СК Доминанта, которая также была связана с «семьей»). Регламентный комитет также заключил, что представители от Верховной Рады, принимавшие решения в Координационном совете, не имели на это соответствующих полномочий. Соответственно их решения не имеют юридической силы и теперь надо пересмотреть все протоколы совета в этом составе.

Утром того же дня, 8 апреля, страховщики и Нацкомфинуслуг сформировали рабочую группу и начали договариваться о разделении полномочий между государством и рынком в управлении МТСБУ. В среднесрочной перспективе, по предложению регулятора, в Координационный совет Моторного бюро по-прежнему будет входить 9 человек, правда, в этот раз круг «уполномоченных» будет более широким. Кроме четырех представителей страхового рынка, туда войдет по одному представителю из Нацкомфинуслуг, Нацбанка, Нацкомиссии по ценным бумагам, Минфина и Верховной Рады. Более подробно кадровый вопрос будет обсуждаться на следующем собрании.

КАК КАРТА ЛЯЖЕТ

Схема увольнения действующего гендиректора МТСБУ Владимира Шевченко уже практиковалась народными депутатами и была весьма успешной, просто в этот раз страховое сообщество оказалось более сплоченным. Так, в прошлом году подобным образом поступили с Натальей Гудымой. Координационный совет пытался уволить ее трижды. Среди прочего ей закидывали нецелевое использование страховых фондов Бюро. Между тем именно во время ее каденции впервые был поднят вопрос о ликвидации Координационного совета и устранении народных депутатов от фондов МТСБУ. Н. Гудыма продержалась в кресле менее года, и осенью ее сменил В. Шевченко. А в начале 2014-го народные депутаты вмешались в деятельность Бюро по «патриотическим» побуждениям. Они заставили гендиректора МТСБУ Вадима Загребного написать заявление на увольнение на фоне первой волны «народной» люстрации.

Под давлением народных избранников МТСБУ работает последние пять лет. Конфликт противоборствующих сил приводил к поочередным отстранениям от дел то президиума, то дирекции, то общего собрания членов Бюро. Соответственно полномочия этих органов брали на себя Нацкомфинуслуг или Координационный совет. Со второй половины 2012 г. и на протяжении более полутора лет президиум не работал вообще. Кресло президента было вакантно два года. В мае 2013 г. уже даже был написан законопроект, согласно которому президиум предлагалось упразднить, а его функции передать Координационному совету.

На самом деле за всеми гендиректорами МТСБУ также шел депутатский след. Так, Владимира Шевченко называют ставленником народного депутата Максима Полякова («Народный фронт»), Наталью Гудыму – Андрея Пинчука, Вадима Загребного – Виталия Хомутынника. Видимо, в 2015 г. к этой борьбе решила присоединиться и Радикальная партия Олега Ляшко, поставив во главе МТСБУ С. Билого.

ДЕНЬГИ ПРАВЯТ УМАМИ

Ни у кого из опрошенных страховщиков, и даже в самом МТСБУ не возникает сомнений – рынок наблюдает за борьбой правящих элит за средства страховых фондов Бюро. Собственно, политические кланы борются за право управлять 600 млн. грн.: сегодня в фонде защиты потерпевших находится 285 млн. грн., и еще 400 млн. грн. – в фонде страховых гарантий.
Риск потерять свои «кровные» участники страхового рынка осознают вполне. Ассоциациями страховщиков были направлены открытые письма первым лицам страны, в международные бизнес-ассоциации и в посольства европейских стран. В частности, страховые компании с иностранным капиталом обратились за помощью к своим акционерам. Иностранцы всерьез обеспокоены скандальными событиями вокруг МТСБУ. Ведь ущерб рынка не только имиджевый, но и инвестиционный. К тому же за ситуацией в МТСБУ следит бюро международной «Зеленой карты». Руководство МТСБУ уже вызывали в ее штаб-квартиру, ведь возникли вопросы, сможет ли Бюро компенсировать ответственность за страховые случаи с участием украинских автомобилистов за рубежом. Если конфликт разрастется, то Украину могут исключить из международной системы.

Участники страхового рынка возлагают ответственность за происходящее не только на народных депутатов. Например, по словам Натальи Гудымы, конфликта можно было бы избежать, если бы вовремя были приняты правки в Устав МТСБУ, которые общее собрание приняло еще осенью прошлого года. Тогда президиум Бюро обратилось к Нацкомфинуслуг с просьбой в кратчайшие сроки согласовать изменения, в соответствии с которыми состав Координационного совета становился аполитизированным, а некоторые его функции были делегированы комиссии и другим органам Бюро. Решения регулятора нет до сих пор, напоминает председатель правления «Всеукраинское объединение потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков.

Владимир Шевченко тоже не самый пушистый в этой истории, потому что он сделал намного меньше, чем должен был, считают участники рынка. «Он привык работать в компании, где все процессы были настроены. А здесь нужно закачать рукава и пахать. Если бы он действительно пришел в Бюро, то разогнал ту половину штата, которая непонятно чем занимается в «моторке». Если бы была настоящая эффективная деятельность (создавались рабочие группы, писались правки в законы), то под него и подкопаться было бы тяжело», – говорит менеджер СК Альфа Страхование на правах анонимности.

Сам же В. Шевченко промахами первых 100 дней работы в МТСБУ считает промедление с вопросом внедрения электронного документооборота и сокращения штата сотрудников. Также, по его словам, пока не удалось полностью поломать коррупционные схемы: «В дальнейшем мы будем более активно работать. Я сделал вывод, что нужно принимать и реализовывать планы в более короткие сроки, чем делал до этого, пытаясь войти в ситуацию своих подчиненных».
Тем не менее, по мнению страховщиков, в ближайшее время Шевченко немного отодвинут, чтобы можно было договориться с регулятором и народными депутатами. «Ведь сложность в том, что С. Рыбалка – глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, поэтому любые законопроекты страховщиков будут проходить через него», – констатирует представитель страховых компаний.

Короли автогражданки

МТСБУ представляет собой объединение страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам (ОСАГО). Членство страховщиков в нем является обязательным. Компании, работающие на рынке ОСАГО, обязаны отчислять в Бюро 3% от полученных платежей по договорам автогражданки. Также страховщиками созданы страховые фонды для выплат клиентам на случай банкротства участников объединения. Согласно уставу МТСБУ, органами управления являются собрание членов Бюро, президиум и дирекция. Органами контроля Бюро является Координационный совет и Ревизионная комиссия.

Леся Выговская: Компаньон