ОСАГО не разбирается на запчасти - Россия

Страховщики готовы платить за ремонт больше, но автовладельцы считают, что это все равно меньше. Впервые с момента введения единой методики по определению цен на ремонт поврежденных в результате ДТП машин Российский союз автостраховщиков (РСА) пересчитал стоимость запчастей и материалов. С 1 мая выплаты автовладельцам в рамках ОСАГО увеличатся из-за валютных колебаний на 19-28%. Эксперты говорят, что в действительности цены на запчасти выросли куда больше. А сама методика, которая задумывалась для решения спорных ситуаций, не работает: водители и страховые компании по-прежнему активно судятся.

Методика оценки стоимости ремонта в рамках ОСАГО, которая предполагает использование единых справочников запчастей, материалов и нормо-часов, введена с 1 декабря 2014 года. До этого эксперты применяли различные механизмы расчета, что приводило к многочисленным спорам, в том числе в рамках судебных разбирательств: автовладельцы, как правило, требовали большую компенсацию, чем предлагала страховая компания. Стоимость ремонта страховщик определяет после проведения экспертизы поврежденной машины. Если страховщик и пострадавший не могут договориться о цене, назначается независимая экспертиза. Если и этот вариант никого не устраивает, водитель обращается в суд, который проводит судебную экспертизу.

Для того чтобы исключить эти ситуации, и была разработана новая методика и введены единые справочники стоимости запчастей. Один раз в два месяца, согласно указанию ЦБ, цены необходимо актуализировать. В частности, это потребовалось сделать в связи с изменением валютных курсов, пояснили вчера в РСА: значительная часть запчастей приобретается у зарубежных поставщиков. В результате актуализации средняя стоимость запчастей выросла на 19%. Стоимость расходных материалов (краска, грунт и т. д.) увеличилась в среднем на 28% (от 19% до 47% по разным позициям). Новые расценки будут применяться только для страховых случаев (ДТП), которые произошли после 1 мая.

Президент "Фаворит Моторс" Владимир Попов говорит, что запчасти и материалы подорожали "примерно в том диапазоне", который обозначили страховщики. Впрочем, президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что на самом деле рост цен на них куда выше. Партнер компании "Мосавтоюрист" Алексей Ащаулов в качестве примера приводит стоимость заднего бампера Toyota Land Cruiser 200, который до актуализации стоил, по данным РСА, 12,2 тыс. руб., после — 15,3 тыс. руб. При этом в одном из крупнейших интернет-магазинов его можно приобрести за 17,3 тыс. руб., а у официального дилера — почти за 40 тыс. руб.

В связи с этим эксперты указывают, что введенная в декабре 2014 года методика оценки, по сути, не работает. "В ряде случаев страховые компании по ней калькулируют лишь 50-75% реальной цены,— рассказал он "Ъ".— Независимые эксперты, которые производят перерасчет по той же схеме, получают в итоге суммы в два-три раза больше".

Ранее, говорит господин Ащаулов, при возникновении подобных разногласий водители обращались в суды, как правило, добиваясь от страховщиков выплаты полной суммы ущерба. Но в январе 2015 года Верховный суд разъяснил, что в рамках урегулирования по ОСАГО цены должны определяться только по единой методике РСА. "Теперь автовладельцам почти невозможно получить адекватную компенсацию",— отметил Алексей Ащаулов. Николай Тюрников, в свою очередь, считает, что справедливее было бы формировать справочники по данным автодилеров, а не страховщиков и корректировать цены чаще.  

Иван Буранов: Газета "Коммерсантъ"